В 1940 году в СССР был проведен такой эксперимент. Из Москвы одного из сотрудников НКВД направили в командировку по нескольким городам. Он должен был без предупреждения, конспиративно прибывать на режимные объекты и проверять мобилизационную готовность оборонных предприятий. Однако главной целью эксперимента была проверка бдительности провинциальных НКВД-шников. Командированному сотруднику изготовили липовое удостоверение, которое он должен был демонстрировать перед директорами предприятий и местных коллег. Сотруднику этому были предоставлены неограниченные полномочия.
Результат эксперимента был ошеломляющий. Проверяющему, который махал перед лицами местных руководителей липовым удостоверением, выкладывались все секреты оборонных предприятий. Если и были какие-то робкие попытки узнать о полномочиях московского командированного, то он гасил их одним вопросом, и зловеще предлагал: «Вы что, сомневаетесь в моих полномочиях? Позвоните Лаврентию Павловичу, он вам все разъяснит». Никто, естественно, не отважился позвонить грозному наркому. Так московский НКВД-шник, беспрепятственно добыл секреты на четырех оборонных заводах. И только на пятом предприятии один сотрудник НКВД проявил бдительность и внимательно рассмотрел удостоверение проверяющего. Увидев липовый документ, он тут же арестовал его.
Руководители НКВД долго колебались, стоит ли докладывать об этом эксперименте Иосифу Виссарионовичу. Все же решились доложить. После того, когда Сталину во всех подробностях рассказали о результатах эксперимента, он долго ходил по кабинету, попыхивая трубкой, наконец, мрачно изрек: «Да, Россия страшная страна».
Проводя историческую параллель в современную Россию, я задаюсь вопросом: а далеко ли мы ушли от сталинского режима? Рвение российских правоохранителей изумляет. Только вместо «врагов народа» они хватают «подозрительных лиц». Так…, небольшая терминологическая корректировка. Но методы до боли знакомые.
Если вас на входе в железнодорожный вокзал задержат с добротным ножом из хорошей стали в дорожной сумке, то вас обвинят в ношении холодного оружия. Если вы занимаетесь теологией и храните дома библиотечку по вопросам ислама, то на вас заведут «корочки» и начнут разрабатывать как потенциального террориста. Если у вас есть книга «Майн кампф» Гитлера (кстати, она не запрещена и свободно лежала на полках многих книжных магазинов), то «органы» начнут вас тщательно проверять на принадлежность к радикалам. Такой примитивизм мышления шокирует.
У нас в стране правоохранителей в полтора раза больше, чем военнослужащих. Россия практически превратилась в полицейское государство.
Недавно Москву всколыхнула история с арестом журналиста Ивана Голунова. История скандальная. И не только потому, что Голунова арестовали после его нескольких критических публикаций в адрес властей, не только потому, что это известный журналист (работает в «Медиазоне») в столице, но и потому, что на всем «деле» Голунова явно проступают белые нити. Вот только несколько нестыковок и подозрительных моментов.
1. В рюкзаке у обвиняемого «нашли» пять пакетов с порошкообразным веществом: как установила экспертиза два с мефедроном и три с кокаином. Но после личного обыска на экспертизу направили только два. Почему?
2. Три остальных пакета с кокаином «изъяли» в квартире Голунова. Кстати, ключи от квартиры обвиняемого у правоохранителей перед обыском квартиры уже были (?!). Голунов в квартире живет один. То есть, подбросить подозрительные пакеты в квартиру обвиняемого не составило бы никакого труда.
3. По всем правилам криминалистики на пакетах с наркотиками должны были отснять отпечатки пальцев подозреваемого. Это знает каждый курсант полицейской академии. Такого следственного действия по делу Голунова не проводилось. Почему?
4. На пальцах Голунова следов наркотиков не обнаружено, в крови обвиняемого тоже. То есть, версия наркомана отпадает. Остается версия активного наркодилера. Но вы поставьте себя на место наркоторговца: ходить по центру Москвы с пакетами наркотиков! Профессиональные наркоторговцы, знакомясь с этой информацией, наверняка, покатываются от хохота.
5. В пакетах с кокаином было зафиксировано ровно 5,37 граммов наркотика. То есть, на 0,37 граммов больше того предела, после которого начинается «крупный размер». А это, по действующему законодательству, десять лет лишения свободы. Удивительная точность!
На защиту Голунова выступили его коллеги, писатели, общественные деятели. Это называется профессиональная солидарность, и в этом ничего плохого нет. Но главное все же – многих возмутила вздорность обвинений и наглость действий правоохранителей. Вообще, кто хоть раз сталкивался с нашей СС (судебная система), знает, стоит только попасть в эту систему, то целым из их жерновов не выйти. Только одна цифра: в 2018 году в наших судах зафиксировано 0,5% оправдательных приговоров. А вот это действительно страшно. Прав был Иосиф Виссарионович!
В Петербурге недавно провели небольшой эксперимент, с секретами не связан. В парке, где достаточно многолюдно, двое парней «трясли» одного подростка: выворачивали карманы, вытрясали содержимое его рюкзака на землю — рядовое ограбление. Все снималось на видео. Интересна была реакция прохожих. Девяносто процентов не обращали на это внимания. Девушки и пожилые женщины боязливо ускоряли шаг. Их можно понять. Но проходили здоровые мужики, группы молодых людей. Они равнодушно скользили взглядом на происходящее ограбление, либо делали вид, что не замечают этого. И лишь один из десяти прохожих вмешивался в преступные действия парней и вставал на защиту подростка.
Да, в России еще в крови рабская психология: «Моя хата с краю», «С сильным не судись» и так далее. Она заложена генетически. Есть все же неравнодушные люди, для которых на первом плане стоит справедливость. Это и жители Екатеринбурга, вставшие на защиту своего города. Это и общественность Москвы, выступающая против фальсификации уголовных дел. Их немного, всего десять процентов, но они есть и они активны. Это внушает оптимизм.
Людское равнодушие – благодатная почва для произрастания чиновничьего произвола и безнаказанности властей. Для того, чтобы нашу жизнь сделать лучше, многого не надо: нужно всего лишь любить свою страну и иметь гражданское мужество. Конечно, иногда неохота встать с дивана и пойти на митинг, иногда опасно публично выступить против зарвавшегося чиновника, порой хлопотно и накладно отстаивать свои законные права в суде. Но это надо делать, если мы хотим быть свободными людьми. Английский писатель Грэм Грин как то заметил: «Не спрашивай, по кому звонит колокол, он звонит по тебе».
Евгений Бугров
Иллюстрация: кадр из фильма «Собачье сердце», т.Швондер и следователи.