31 августа 2019 года умер социолог Иммануил Валлерстайн(1930-2019). Валлерстайн родился в 1930 году, большую часть жизни прожил в США. На наш взгляд, Валлерстайн внес существенный вклад в обновление социалистических идей.
Валлерстайн был учеником французского историка Фернана Броделя(1902-1985), от которого заимствовал подход к анализу исторических событий. Позже этот подход стали называть «мир-системным анализом». Смысл этого подхода том, что при объяснении исторических событий нужно учитывать социально-экономические и географические характеристики. Казалось бы, это и так всем понятно: «мир нужно рассматривать в целостности», по факту же большинство историков чаще ставят акцент на каких-то отдельных факторах, которые им кажутся важнее.
Не отказываясь от принципа — что в истории имеет место противостояние классов, в многотомной «Истории капитализма» Валлерстайн показал капитализм как экономическую систему, которая разрушала мелкие экономические хозяйства, чтобы вынудить людей стать наемными работниками.
Валлерстайн считал:
«Если мы собираемся говорить о стадиях развития — а нам надо говорить о стадиях, — это должны быть стадии развития социальных систем, то есть целостностей. А единственными целостностями, которые существуют или существовали исторически, являются минисистемы и миросистемы, а в ХIХ-ХХ вв. существовала лишь одна миросистема — капиталистическая мироэкономика.
Мы берем в качестве определяющей характеристики социальной системы существование внутри нее разделения труда, так что различные секторы либо географические зоны внутри нее зависимы от экономического обмена с другими для беспрепятственного и непрерывного обеспечения потребностей зоны. Ясно, что такой экономический обмен может существовать без общей политической структуры и даже, что еще более очевидно, без общей разделяемой всеми культуры.»
Интересен взгляд Валлерстайна на государство и классы. Классы, по его мнению, часто ошибочно рассматривают как неизменные целостности, в то время как социальные классы постоянно подвержены изменениям:
«классы не являются какой-то неизменной реальностью. Они скорее формируются, консолидируются, дезинтегрируются или распадаются; и они переформируются. Это процесс постоянного движения«;
Или о государстве:
«Государственные структуры служат прежде всего для того, чтобы извратить «свободное» функционирование капиталистического рынка и таким образом повысить возможности одной или нескольких групп получить на нем преимущества«.
По сути подход Валлерстайна является совмещением подходов Макса Вебера и Карла Маркса. Эти два подхода идеологически противоположны, но как показывает научная работа Валлерстайна в смысле научной методологии не противоречат друг другу, а могут вполне друг друга дополнять.
В статье «Революция в миросистеме:тезисы и вопросы» Валлерстайн попытался проанализировать бунтарские движения Западной Европы 1960-1970-ых годов. Он отмечал, что нужно отделять контркультуру от действительно революционных взглядов:
«Однако, как все мы узнали в 1970-х, очень легко отделить контркультуру от политической (революционной) активности. На самом деле легко развернуть контркультурные тенденции в сторону очень прибыльных ориентированных на потребление стилей жизни (переход от хиппи к яппи). Хотя контркультура «новых левых» была наиболее заметной чертой как для большинства самих этих сил, так и для их противников, при более серьезном рассмотрении она оказывается незначительным элементом общей картины. Может быть, дальнейшее распространение дионисийского стиля жизни является одним из последствий 1968 года. Но оно не является частью его наследия«.
Валлерстайн также отделял идеи Маркса от доктринального «марксизма-ленинизма». По его мнению, идеи Маркса в XXI веке буду процветать, а вот будущее «марксизма-ленинизма» сомнительно:
«Маркс и его идеи процветают, они стоят на ногах крепче, чем идеи любого другого аналитика XIX в., и обещают оставаться в центре социальной жизни в миросистеме XXI в. Марксизм-ленинизм как стратегия и идеология отыграл свою историческую роль и оказался на обочине политико-экономического развития миросистемы«.
Наконец, крайне интересной работой является книга «Раса, нация, класс: двусмысленные идентичности», написанная Валлерстайном совместно с французским философом Этьеном Балибаром(г.р.1942). В книге проанализированы идеологические особенности современных европейских ультраправых, показано как современные ультраправые мимикрируют, маскируются, дополняют свои доктрины, избавляются от старых . В книге проводится мысль, что современный капитализм сильно «ударил» по доктринам правых, и что они вынуждены отказаться от идей «национального превосходства» взамен идей «национальной идентичности» и смещения вопросов на процессы миграции.
Имманул Валлерстайн является одним из значительных профессиональных социологов второй половины XX века. Социологом, который открыто говорил о своих социалистических взглядах. Большая часть текстов Валлерстайна до сих пор еще не переведена на русский язык. Русскоязычному читателю еще предстоит познакомиться с ними.