Любая политическая идеология есть отражение в головах людей социальных отношений. Когда изменяются эти отношения, то политическая идеология должна приводится — в отдельных своих моментах — в соответствие с изменившейся реальностью. Эта статья — ни в коем случаи не есть попытка провозгласить какую-то «новую идеологию». Эта статья — попытка наметить основные направления, по которым доктрина негосударственного социализма должна быть скорректирована в современном мире. Доктрина — есть конкретное приложение политической идеологии.
Итак, в каких моментах современный негосударственный социализм нуждается в адаптации.
Первое. Обновление классовой теории
Поверхностный взгляд на агитацию современных марксистов или анархистов в России показывает, что классовая теория слабо используется в агитации. Говорят о чем угодно: об иерархии, о капитализме, об «оппортунистах из КПРФ», об изменении климата, правах секс-меньшинств и так далее. О классовой теории или забывают, или используют ее устаревшую форму.
В чем может заключаться обновление классовой теории применительно к современной России? Нужно четко обозначить: в России не два класса — пролетариат и буржуазия, а три. Класс буржуазии, разобщенный пролетариат и класс бюрократии.
Второе. Изменение культурной составляющей
Новые левые 1960-70-ых годов привнесли в социалистическую доктрину: отрицательное отношение к институту семьи, лояльное отношение к наркотикам\алкоголю, сексуальную распущенность под видом «освобождения от патриархата». Следствием этого стал высокий уровень индивидуализма среди части приверженцев социалистических взглядов. Определенные нормы и модели поведения стали считаться допустимыми.
Будущая революционная организация должна четко обозначить: наркоман, человек злоупотребляющий алкоголем — не может состоять в революционной организации.
Изменение культурной составляющей нужно еще вот для чего. Современное общество атомизировано. Для создания массового движения нужна объединяющая идея. В современном мире это должна быть идея — отрицающая индивидуалистические ценности. Подчеркнем — отрицающая не ценность личности, но ставящая коллективизм выше индивидуализма.
Третье. Теория самоуправления
Людей не интересуют абстрактные идеи. Людей интересует: как будет работать система здравоохранения в социалистическом обществе. Система образования, кто будет строить дороги, поддерживать их состояние и пр. Анархисты отвечают абстрактно: «будет власть общих собраний», а марксисты ссылаются на опыт СССР.
Но советы работали в «махновской республике» благодаря однородности населения, а СССР рухнул — причем не по причине внешней военной агрессии, а по причине серьезных внутренних противоречий.
Население многомиллионных мегаполисов современного мира — не однородно. Внятного ответа на то, как будет работать прямая демократия в многомиллионных сообществах с крайне неоднородным в культурном и экономическом смысле населением — не существует.
Этот ответ нужно искать и привносить его в доктрину.
Четвертое. Новый взгляд на политику
Политика — это сфера страстей и противостояния, интриг и подлостей. Брат идет на брата, когда начинается политика. Так было всегда и будет, к сожалению, в дальнейшем. Но можно ли сделать политику более этичной? Самоуправление в многомиллионных сообществах скорей всего будет сопровождаться ожесточенным столкновением мнений, интригами, уязвленным самолюбием и так далее. Новый взгляд на политику внутри революционной организации и потом — при возможном самоуправлении в самом обществе — должен заключаться в снижении до возможного минимума таких проявлений. Очевидно, что в будущем должны быть разработаны правила, делающие политику более этичной не только за счет воспитания членов общества, но и за счет законодательных преград в тех слабых местах, где возможны манипуляции, подкуп голосов и так далее.
Пятое. Теория власти
Власть это не абсолютное зло. Власть это средство, а государство — одна из форм организации власти. Власть может быть организована на началах самоуправления вопреки государству, но не нужно забывать, что это все равно — власть.
Существует море научной литературы о власти, но существующие теории власти сегодня носят абстрактный, умозрительный, а не социально-научный характер. Следовательно, должна быть конкретно-научная, а не словоблудная теория власти. Как власть возникает, как функционирует, что она такое по своей сути, какие могут быть наилучшие способы организации власти на началах участия всех членов общества, желающих и способных в ней участвовать.
Шестое. Теория философии
Научно-философская база теории негосударственного социализма сегодня крайне слаба. Разработки сделанные Кропоткиным в книге «Современная наука и анархия» на основе «синтетической философии» О.Конта и Г.Спенсера сегодня устарели. Попытки отдельных авторов выстроить что-то на основе постмодернизма, «фрейдомарксизма» и пр. — разрозненны и негодны. На наш взгляд, постанархизм — взгляд, созданный на основе анализа структур языка и мышления, без связи с социально-политической реальностью, — ложное направление. По своей сути постанархизм — это современный вариант анархо-индивидуализма.
Негосударственный социализм должен вырабатывать свою собственную философию, основанную на предыдущем багаже знаний, а также на основе социально-конкретных исследований современного мира.