В начале эпохи массового интернета автору этой статьи пришлось участвовать в дискуссии. Один из посетителей форума заявил, что самоуправление невозможно. Аргумент был такой: если в Москве провести референдум по вопросу «собрать всех мигрантов и насильно вывезти за пределы России», то, учитывая высокий уровень ксенофобии в Москве, большая часть москвичей выскажется «за». Оппонент утверждал, что решения большинства могут быть неразумны, импульсивны, а подчас просто вредны.
В этом примере подразумевается, будто самоуправление — это просто «техника и механизмы голосований», что неверно. Самоуправление — это политическая культура, политическая философия. Самоуправление основывается на общечеловеческом принципе равенства всех людей. Поэтому пример с «референдумом против мигрантов» это попытка перевернуть идею с ног на голову и под видом «логичных суждений» протолкнуть ровно противоположные идеи — идеи неравенства и дискриминации. Если когда-нибудь в истории возникнет возможность построить самоуправление как политическую форму устройства общества, то люди, которые будут это делать неизбежно будут отталкиваться от общечеловеческих ценностей.
Кроме этого, пример о «референдуме против мигрантов» содержит в себе еще несколько неверных представлений о самоуправлении. Их мы и рассмотрим.
Самоуправление — это структура, а не бесконечные голосования
Ошибка в абстрактном примере о «референдуме против мигрантов» — это первое неверное представление о самоуправлении. Подразумевается будто референдум это единственная форма осуществления самоуправления. Самоуправление понимается как бесконечные референдумы или всеобщие собрания, на которые может прийти кто угодно, проголосовать за что угодно и не понести за это никакой ответственности. Самоуправление понимается как некое хаотическое безвластие.
Самоуправление в многомиллионных сообществах может действовать только в виде одновременно существующих, уравновешивающих друг друга форм. Это могут быть такие формы: собрания жителей микрорайонов, собрания трудовых коллективов, постоянно действующие органы делегатов различного территориального уровня, референдум, съезд всех делегатов и иные формы.
Может ли собрание местных жителей проголосовать и большинством голосов запретить «появляться на территории их микрорайона мигрантам»? Ответ такой: самоуправление не может быть построено на умалении чьих-либо прав на основании нации, расы, вероисповедания, социального положения. Поэтому такие вопросы не могут быть вынесены на референдум в принципе. Если что-то подобное произошло, то вышестоящие делегатские органы обязаны такой референдум запретить. Очевидно, что в многомиллионных сообществах самоуправление не может работать только в виде прямой демократии, но только с элементами делегатской, то есть представительной демократии.
Самоуправление — это власть, а не её отсутствие
Также важно не впадать иллюзию, что самоуправление это отсутствие всякой власти. Самоуправление — это негосударственная форма власти. Самоуправление также есть — организованная власть. Но чем же, спросит читатель, тогда самоуправление как форма организации власти отличается от государственности? Четыре «простых» отличия:
а) при самоуправлении управленцы(то есть должностные лица, которым остальные члены общества делегируют часть своей власти) не образуют отдельный социальный класс бюрократии;
б) политические механизмы организованы так, что у управленцев не возникает своих собственных, отличных от общественных, интересов;
в) делегированные управленцы сохраняют связи с теми, кто их делегировал, не могут разорвать эти связи, и могут быть отозваны с должности теми кто их выбрал по облегченной процедуре;
г) общество устроено так, чтобы привлекать к участию в самоуправлении людей как можно в больших масштабах, обучать их этому, стимулировать к этому.
Конечно, можно сказать: раз, все имеют возможность участвовать в управлении, то какая же это власть? И тут-то находится коренное отличие — нашего понимания власти от понимания самоуправления классическим анархизмом. Это отличие заключается в том, что по нашему мнению — власть как социальное явление уничтожить невозможно, но её можно организовать на иных, более общественно полезных началах. По большому счету самоуправление — это когда политическая власть существует, но не отчуждена от общества.
Самоуправление — это не локализм, а баланс между общим и частным
В современном обществе с многомиллионным населением городов, самоуправление не может мыслиться как власть локальных территорий, зацикленных на своих интересах. Самоуправление может существовать только как баланс -между локальными и всеобщими интересами. В современной России такого баланса нет, власть распределена в пользу федеральных государственных органов.
Например, 26 июня 2019 года Верховный суд РФ отказал жителям Архангельской области в проведении референдума по закрытию мусорного полигона около поселка Шиес. Интересно, что местный губернатор, а также Архангельский областной суд подтвердили право жителей на проведение референдума, но федеральная власть запретила это делать.
Вопрос, вынесенный инициативной группой по референдуму был сформулирован так: «Вы за то, чтобы запретить ввоз на территорию Архангельской области отходов потребления и производства из других субъектов Российской Федерации с целью их дальнейшего обращения на территории Архангельской области, за исключением случаев транспортирования вторичного сырья на объекты промышленности для их переработки?»
Казалось бы, вполне разумная формулировка. Однако, судьи Верховного суда, которые, наверное, и в Архангельске-то ни разу не были и не дышали отравленным воздухом со свалки, приняли решение вопреки мнению местных жителей.
С другой стороны, представим, что жители Шиеса смогли продавить идею референдума, и приняли решение о запрете ввозить на территорию Архангельской области мусор из других регионов. Проголосовав таким образом, жители решили бы свою проблему, но тем самым создали несколько других проблем — и на это всегда указывают бюрократы, утверждая, что отдельно взятый город не может изолировано принимать решения. После такого решения, скажут нам бюрократы, куда тогда свозить мусор? Пусть у каждого города будет своя свалка? Вместо одной большой свалки — появится несколько маленьких. Это — правильно?
Механизмы преодоления таких дилемм должны быть разработаны, поскольку самоуправление — это не локализм. Решение судей Верховного суда в данном случаи таким механизмом считаться не может — это грубое навязывание несправедливых решений государством.
Заключение
Мы можем найти множество случаев, когда говорят о самоуправлении в многомиллионных сообществах и приводят примеры древних общин или аграрных обществ(1). Формы самоуправления первобытного общества в современных мегаполисах работать не будут. Потому, что формы самоуправления, например, охотников-собирателей основаны на присваивающей, а не производящей экономике, основаны на иных социальных связях, иных моделях поведения членов общества и т.д.
Также, в качестве примеров самоуправления называют короткие и экстремальные периоды революционных взрывов XIX-XX веков. Например, Парижскую коммуну, махновское движение или испанских анархо-синдикалистов 1930-ых годов. Конечно — это примеры, достойные внимательного изучения, но они не могут быть механически перенесены в XXI век. Это также может приводить к неправильным представлениям о самоуправлении, которых мы здесь коснулись.
Д.Сергеев
Сноски:
- Мы не говорим о самоуправлении в современной РФ. В современной России самоуправление находится под гнётом государственной бюрократии, а муниципальные органы власти подчас трудно отличить от государственных органов.