Путин за две недели разогнал всю верхушку либеральной оппозиции в России. А в Беларуси вчера завершилось ВНС(«Всебеларуское Народное Собрание»). Не смотря на явно декоративные формы этого мероприятия, ясно одно — Лукашенко взял контроль над ситуацией в стране. На заседаниях ВНС он выступал в своей обычной сатирической манере.
Ясно также и второе. Как в России, так и в Беларуси — нет организованных сил, способных противостоять диктаторам. Революционное движение — движение с мощной идеей, за которую люди готовы идти до конца.
В современном мире такой энергетикой обладает только радикальный политический ислам. Чтобы появилась схожая революционная идея нужна многолетняя серьезная работа. Работа ни одного года. Если мы хотим, чтобы однажды в России появились новые Софьи Перовские, новые Мартовы, Черновы, Савинковы, Плехановы, Ленины, Махно, Аршиновы и так далее — нужна многолетняя работа. Мало кто на нее способен и хочет этим заниматься. Ведь результат будет виден ни сразу, а те кто начнут, могут вообще не увидеть этого результата. Скажем больше — это работа с неопределенным результатом.
В чем же должна заключаться эта работа в ближайшие несколько лет? Поразмышляем на примерах конца XIX века.
Этап первый. Прежде чем сформировались течения, организации, партии, которые смогли предложить массам свои программы, между различными революционными течениями мысли происходила длительная идеологическая борьба. Этот этап идеологической борьбы внутри движения — неизбежен и сегодня.
Этап второй. Потом формируются группы с определенными новыми идеями, и уже эти группы несут их в массы. В ленинской мифопоэтике это было названо как «соединение идей марксизма с массами». Сформулированные интеллигентами идеи проникают в массовое сознание. При этом они немного огрубляются, становятся проще для восприятия.
Третий этап. Допустим, Путин умирает от старости. Ситуация зашла в тупик, а его преемник не способен удержать контроль. Политзаключенные выходят из тюрем, возвращаются из эмиграции. И вот тогда начинается третий этап. Причем 2 и 3 может случиться почти одномоментно. И это этап, когда история дает шанс. Смогут ли воспользоваться обновленные левые ситуацией или нет, во многом будет зависеть от того, какой фундамент будет заложен за много лет до этого.
Ни один из этих этапов перепрыгнуть невозможно.
Слабые и разрозненные группы с невнятными и непонятными массам идеями — не только не смогут совершить революцию, они не смогут даже воспользоваться ее результатами, если она неожиданно случиться.
Закладывать фундамент для будущего движения — вот задача на ближайшие годы.