В данном материале речь пойдет не обо всех новых правых современности. Но прежде всего о французских новых правых, доктрина которых стала развиваться с 1970-ых годов. Здесь мы коснемся только их идеологической конструкции, и основным источником по их взглядам для нас будут воззрения таких идеологов как Ален де Бенуа, Гийом Фай, Доминик Веннер.
В чем отличия французских новых правых от новых правых в других странах
Французские новые правые, начавшие строить свою доктрину в 1970-ые годы отличаются от многих других новых правых. Они не похожи на российских новых правых — так называемых идентаристов, хотя последние и пытаются маскироваться под них. Не похожи они и на современных американских новых правых, которые в общем-то являются расистами. Новые правые вроде бы отрицают расизм.
Отличия новых правых от «старых правых»
Есть два идеологических отличия новых правых от «старых правых». Во-первых, у новых правых нет преклонения перед государством, властью, отсутствует идея мощного, тоталитарного национального государства. Национальная идея новых правых сосредоточена скорее на элементах культуры, чем на идее национального государства. В связи с чем, новые правые не против идеи федерализма и локального самоуправления.
Во-вторых, новые правые восприняли часть идей окололевых постмодернистких философов. Они сторонники теории идентичности, а самое главное в плане философских взглядов склоняются в сторону релятивистского мышления. То есть, мышление глобальными и централистскими образами (как говорят постмодернисты — метанарративами) они считают устаревшим способом мышления. На основании этого они отрицают и старый вариант национализма как устаревший «метанарратив».
«Сохранить культуру и против миграции«
Основная идея новых правых во Франции, на которую они опираются в современной политике это: «сохранить европейскую культуру». По их мнению, ввиду большого количества мигрантов из стран Востока и Африки, европейская культура начинает утрачивать свою идентичность. То есть, подвергается воздействию культурных установок, религии, которые изначально никогда не были свойственны Европе.
Поэтому условный главный лозунг новых правых это: «спасать и сохранять». А часть их доктрины по вопросам миграции можно обозначить как этноплюрализм. Смысл политики этноплюрализма в теории в том, чтобы отдавать приоритет изначально местных культурам и традициям, а культуру и традиции, которую приносят с собой приезжие из других стран, заключать в своеобразные культурные гетто и препятствовать их широкому распространению.
Анти-капитализм новых правых
Новые правые подчеркнуто антикапиталистичны. Но, их антикапитализм, отличается от левого антикапитализма. Их антикапитализм — это скорее интеллектуально-эмоциональное неприятие ценностей рационального рынка, принципа «что нельзя продать, то не выживает». Конечно, такой антикапитализм имеет право на существование. Да и многие левые интуитивно придерживаются такого варианта антикапитализма. Ибо очень долго объяснять суть трех томов «Капитала» Маркса даже в кратком изложении.
Вторая составляющая ново-правого антикапитализма это отрицание экономического детерминизма. Здесь у них уже идет различие с традиционно-левыми, поскольку с точки зрения традиционно левых, общественное производство является главным фактором всех общественных процессов.
Почему появились новые правые: первая причина
Основных причин появления такой странной правой доктрины — с налетом некой левизны, на наш взгляд две.
Первая. Это очень неумная и недальновидная политика правительств отдельных стран ЕС в вопросах миграции. Миграция — это нормально, когда местная инфраструктура данной страны, способна переварить и адаптировать людей с иной культурой и иными культурными установками. Но когда, инфраструктура страны под это подстроена плохо, то со стороны местного населения неизбежен рост ксенофобии и правых настроений.
С одной стороны, конечно, понятна задумка правительств ряда стран — вдохнуть в депрессивные регионы своей страны новую жизнь. Так, например, из года в год поступает правительство Меркель в Германии, когда расселяет на территории бывшего ГДР тысячи мигрантов. Расселяет туда, откуда часть местного населения просто убежала, переселившись на Запад. Но, вопрос в том, что переселенцы из центральной Африки, обладают иным от немцев менталитетом, что неизбежно порождает рост правых настроений. То есть, правительства ряда стран, руководствуясь либеральной доктриной мультикультурализма — сами провоцируют рост ксенофобии.
Почему появились новые правые: вторая причина
Вторая причина появления новых правых — это неспособность левых сказать что-то внятное кроме «добро пожаловать» и «ребята, давайте жить дружно». Позиции как традиционных левых, так и ново-левых по вопросам мультикультурализма в Европе являются неадекватными.
Позиция традиционных левых сводиться к тому, что «есть правильный национализм (национализм малых, угнетенных народов)», а есть «неправильный национализм»(национализм империй). Уязвимость этой позиции в том, что в ней не различаются — национализм и культурное возрождение, не различаются понятия нация и этнос, не различаются понятия государственный патриотизм и культурный патриотизм.
Позиция же новых левых вообще является абсолютно проигрышной на фоне неудачной политики миграции в ряде стран современной Европы. Она сводится к тому, что «все приезжие хорошие и со всеми ними мы должны дружить». Это конечно же опасная идеализация «угнетенных», которая приводит только к тому, что такие левые теряют свои позиции в своей собственной стране.
Европейские левые будут продолжать терять позиции на фоне культурно-этнической ситуации в ряде стран, до тех пор, пока они не перестанут наклеивать ярлык «фашизма» на любые попытки обратить внимание на упадок культуры местного населения.
Новые правые: быть или казаться? Вместо вывода.
Итак, кто же эти новые правые? Правые, мимикрирующие слегка под левых? Или же это принципиально новая гибридная доктрина?
Некоторое время назад на «Ситуации» вышло видео «Почему невозможна право-левая идеология«. В целом, мы по прежнему придерживаемся основных тезисов этого видео. Но вопрос вот в чем.
Новые правые во Франции еще ни разу не предпринимали попытки создать большую политическую организацию или движение, хотя и сотрудничали с разными правыми организациями — с «Национальным фронтом» Ле Пена, например. Их группы это скорее движение озабоченных интеллектуалов.
Тем не менее, ясно, что это не какое-то принципиально новое движение, которое «и ни левые и ни правые». Конечно, новые правые — скорее правые. Также очевидно, что они сознательно маскируются — исходя из тактических\стратегических соображений — чтобы их не смешивали с традиционными радикальными националистами фашистского толка.
Большинство местных жителей — тех, кто против мигрантов, не являются фашистами, они интуитивно-отрицательно относятся к тем, кого называют фашистами. Наиболее умная часть правых это понимает и начинает мимикрировать. То вдруг появляются в 2000-ые годы «автономные националисты», один в один взявшие всю эстетику и часть идей автономных антифа. То вдруг появляются «правые феминистки», заявляющие, что им не нравится левый феминизм потому, что он атеистический, а они — «за Бога» и так далее…
Но в итоге выиграет тот, кто наиболее верно понимает — как настроения общества, так и наиболее острые задачи, которые объективно в данный момент стоят перед данным обществом. И речь здесь не идет о том, чтобы отказываться от своих базовых идей в угоду сложившийся политической конъюнктуре. Речь идет о том, что нужно уметь прикладывать свои базовые идеи к меняющейся обстановке.