В конце прошлой недели в новостях прошла информация, что полиция вновь стала расселять сквот «Кёпи»(по другим данным пространство Кёпиплатц рядом со сквотом) в восточном Берлине. Ряд левых ресурсов уже выступили в поддержку сквоттеров, но у меня другое мнение. В 2011 году я был на этом сквоте и от этого посещения у меня остались, честно говоря, противоречивые чувства. Нет, я не выступаю на стороне полиции, но в самом этом месте не все так однозначно…
Что такое «Кёпи»
Сам сквот — это довольно большое здание, снизу доверху закрашенное огромными граффити. В самом здании проживает несколько десятков человек, есть помещение для разных мероприятий и бар. К зданию также примыкает внушительная территория, на которой стоят жилые вагончики, вмещающие еще несколько десятков человек.
Когда мы зашли на примыкающую территорию в 2011 году, перед входом толпились какие-то крастеры, панки, которые жгли костры в больших металлических бочках. Не смотря на то, что мы пришли в сопровождении местных социальных активистов, сквоттеры смотрели на нас с подозрением и откровенным неудовольствием. В общем было явно видно, что нас не особо хотят видеть.
Не смотря на то, что десять лет назад я еще был включен в левые субкультурные темы — даже тогда это место мне не понравилось. Мало того, что это было мрачное здание, выкрашенное в темные цвета, так на нас и так пялились, как на злодеев. В баре сидели шестидесятилетние панки с седыми ирокезами, которые начали панковать наверное, еще в 1977 году, с лицами в пирсинге, забитые татухами, смотрели на нас презрительно, хотя сопровождающие нас люди поясняли что это «те самые русские антифа».
В общем, честно говоря, место производило впечатление притона. Наркотиков я там не видел, но чем-то похожим там веяло повсеместно.
При этом сразу хочу сказать. Смысл этой статьи не в том, чтобы поливать грязью немецких сквоттеров. Потому что есть два вида сквоттеров — есть адские субкультурщики как в «Кёпи», а есть социальные активисты, которые внешне выглядят, как обычные люди и занимаются мелким бизнесом или работают в каких-то волонтерских организациях. Смысл этой статьи — обращение к тем, кто не критично восхваляет движение, которое утрачивает социальные ориентиры.
Постановка вопроса
Теперь представьте себе, что должны думать о «левых идеях» местные жители, даже самые толерантные немцы, которые видят рядом с собой какие-то мрачные непонятные граффити, огромное здание, каких-то маргинальных людей, настроенных не очень дружелюбно и у которых постоянно проблемы с полицией.
Увидев все это, местные жители, должны… тут же воспылать любовью к идеям социализма и анархизма?
Местные социальные активисты нам откровенно признались. Когда в подобных сквотах проходят концерты, то местная молодежь ломится туда… Нет, не за революционными идеями, а потому что в отличие от обычных цивильных баров тут продают алкоголь несовершеннолетним и тут можно купить легкие наркотики.
Идея Кёпи и подобных мест — «мы просто ведем альтернативный образ жизни». Это ваше личное дело — как вы выглядите и сколько раз в неделю вы принимаете душ, но почему окружающим должна нравится ваша контркультурная позиция? То есть, если ваш альтернативный образ жизни идет в разрез с принятыми нормами.
Лично для меня характерным примером было посещение социального пространства немецких автономов «Роте флора» в Гамбурге. Внутри помещения был неплохой спортзал, в который обычный человек со стороны прийти не может. На мой вопрос: «почему?», один из занимающихся ответил, что-то вроде «я не хочу чтобы меня избивал на тренировке какой-то непонятный чувак». Ответ меня шокировал. На мой взгляд, чем больше возможностей стоять в спаринге в совершенно разными людьми, тем больше вероятность роста. Когда спортсмен спарингуется все время с одними и теме же, то рост прекращается. На мой взгляд в этом ответе — вся суть того, к чему пришло сегодня боевое уличное движение 1980-ых годов Германии: движение замкнулось на самом себе.
Философия «анархизма образа жизни»
Кроме всего прочего есть также одна идеологическая причина, которая способствует превращению некоторых сквоттеров Германии в самодостаточное субкультурное гетто — это философия «анархизма образа жизни».
Смысл этой философии: мы просто так живем — и это и есть наша «революционная» форма протеста. Мы не ходим на работу, не встраиваемся в социальную систему, одеваемся в странную одежду, спим на мостовых просто потому что мы так протестуем. Для педантичных и аккуратных немцев, конечно внешне такие формы выглядят вызывающе. И если в России тебе могут сказать: «да ты просто алкаш, иди в баню сходи», то тут может кто-то задуматься: «может быть, в этом есть какой-то протестный смысл?»
Но философия «анархизма образа жизни» — это лучший рецепт потерять связи с обществом и оказаться в маргинальной среде. Идея этой философии «просто я так хочу» имеет серьезные ограничения. Вы — так хотите. А вот жители соседних домов — не хотят рядом с собой видеть странно одетых людей, которыми постоянно интересуется полиция. И у них тоже есть на это право.
Если «я так хочу» упирается на «я так хочу» другого, то этот путь в общем-то не имеет позитивных перспектив.
Почему Кёпи выселяют? В качестве вывода…
Современная Германия — это страна победившего культурного лево-либерализма. Флаги лгбт-движения там висят даже рядом с супермаркетами, социальная реклама на остановках содержит изображения фриков на любой вкус.
Так почему же в стране, где идеи толерантности и мультикультурализма фактически стали государственной идеологией, скоттеров Кёпи все-таки выселяют? Кто-то скажет: «все правительства одинаковы», но дело здесь не правительстве.
За некоторое время до выселения в райне «Кёпи» стали по ночам гореть машины. На следующий день после прихода полиции в сквот, прошла пятитысячная демонстрация протеста в поддержку сквоттеров. Но это не помогает. Потому что, чтобы предотвратить выселение нужно обратить в свою сторону мнение окружающего общества — сделать его положительным, а вот с этим у субкультурщиков туго.
Движение — которое потеряло социальную значимость — отвергается обществом. Движение, которое не обсуждает проблемы современного общества, проблемы большинства — никогда не встретит поддержку этого общества.
Германия рубежа 1980\90-ых годов и Германия 2021 года — это совершенно другая Германия. Совершенно другие проблемы волнуют немецкое общество. Глухое недовольство, ненависть к миграционной политике правительства продолжают расти. Не замечать этого и продолжать объяснять все это просто ксенофобией, считать запретной темой для обсуждения, не предлагать свои разумные альтернативы… Все это в Европе в конце концов может плохо закончится.
Вот об этих проблемных вопросах надо писать, не затушевывать их, а вместо этого русскоязычные левые ресурсы продолжают рассуждать, как хороши сквоттеры Кёпи и как ужасно репрессивное государство. На мой взгляд, пора прекратить, наконец, некритично воспринимать подобные формы социального протеста, которые мы видим в Западной Европе. И уж тем более пытаться перенести их на постсоветское пространство, искусственно привить их.
Автор: Дмитрий Сергеев