«Наука всех освободит?» Роботы нас спасут?

Ник Бостром — один из авторов теории симуляции. В 2003 году он опубликовал статью «А не живем ли мы в компьютерной симуляции?»(1). Бостром утверждал в статье, что социальная и физическая реальность являются компьютерной программой, смоделированной высокоразвитой цивилизацией, а следовательно все человеческое общество есть модель, существующая виртуально.

Мы не будем касаться логико-философской стороны данной «теории» — по своей внутренней сути она построена как религиозная теория. Ее базовые суждения невозможно доказать или опровергнуть. Базовое суждение теории симуляции — окружающая нас реальность сконструирована высшей цивилизацией(«постчеловечеством»), используется в ней бездоказательно, как данность. Нас интересует социальная составляющая теории симуляции.

Теория симуляции как и любая теория — есть идея. Эта идея возникла в обществе и возникла именно в тот момент, когда технологическое развитие пришло к тому, что компьютерная техника, программное обеспечение для нее стали неотъемлемой частью жизни большинства членов общества. Очевидно, что до появления компьютеров и компьютерных технологий теория симуляции — в том виде, в котором она сформулирована у Ника Бострома, возникнуть бы не могла. Этот тезис лишь подтверждает мысль Маркса о том, что идеи, возникающие в обществе есть порождение социальной реальности — на каждом новом этапе развития производительных сил.

Домысливая идеи Ника Бострома в рамках социологии мы тут же придем к выводу, что государство, власть, капитал, классы и т.д. — это запрограммированные компьютерной программой схемы поведения объектов внутри компьютерной программы. Не удивительно, что социального неравенства и социальной несправедливости в таком случаи объективно не существует. Это лишь симуляция…

Безусловно, можно заявить, что теория симуляции — это философская игрушка, мол, недостойная внимания серьезного исследователя. Однако, мы обратили внимание читателя на нее не зря.

Теория симуляции есть только одна из составляющих современной технократической философии. Вторая составляющая — трансгуманизм. Разумеется, не все трансгуманисты разделяют теорию симуляции. Более того, сама по себе идея трансгуманизма — прогрессивная идея. Суть ее в том, чтобы с помощью современных технологий усилить интеллектуальные и физические способности человека. Однако, в этой идее есть существенный элемент утопизма, а именно — она не замечает социально-классового расслоения и диспропорции власти в обществе.

Мысль о том, что «наука всех освободит и не надо никаких революций» в общем-то не нова. В течение XX века его высказывали различные технократы. Наука действительно оказывает существенное влияние на развитие современного общества. Наука, особенно прикладная наука действительно превратилась в «производительную силу» современного общества.
На примере новых, только-только прокладывающих себе путь идей, мы видим какую «мешанину» они из себя представляют. Теория симуляции и трансгуманизм — взятый без социального контекста, логично дополняют друг друга. Парадокс, но это факт — новые, подчас прорывные научные технологии — вместе с тем возрождают к жизни крайне реакционные субъективно-идеалистические идеи по типу теории симуляции.
Теория симуляции есть классический философский идеализм, завернутый в новомодную обертку. На примере теории симуляции не трудно увидеть, что технологическое и научное развитие не только не ослабляет оппозицию философских идеализма\материализма, но обостряет ее — порождая новые формы радикального философского идеализма, скатывающегося в своеобразную «техно-религию».

1. Bostrom N. 2003. Are You living in a computer simulation? // URL: https://www.simulation-argument.com/simulation.pdf

 

В иллюстрации использован кадр из фильма «Матрица»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *