Старое-новое интервью с венесуэльскими анархистами

На фоне обострения кризиса в Венесуэле мы невольно вспомнили старое интервью с венесуэльскими анархистами. Оно было опубликовано в №16 газеты «Ситуация»(ноябрь 2006). Мы тогда попросили ответить на вопросы анархиста из Венесуэлы, участника информационного проекта «El Libertario». Проект состоял из сайта (http://www.nodo50.org/ellibertario/) и газеты, выпускавшейся группой «Comision de Relaciones Anarquistas». Из текста интервью видно, что уже тогда — при Уго Чавесе были заложены причины нынешнего кризиса: усугубляющаяся бедность населения, антиамериканская риторика с одновременным сотрудничеством с США по поводу нефти, заявления о «социализме» при одновременно растущем имущественном неравенстве и пр.
Указанный сайт, кстати, работает до сих. Кто знает испанский — может проследить позицию неавторитарных левых Венесуэлы за последние десять лет. Есть материалы и по английски.
А вот текст интервью:

Отвечает на вопросы парень по имени Альфредо.

— Примерно год назад президент Венесуэллы Уго Чавес стал публично выступать в мировой политике с яркими антиамериканскими лозунгами. Как вы считаете, это реклама, за которой ничего не стоит, или провоцирование США на конфликт?

— Антиамериканская риторика имеет под собой множество оснований. Во-первых, у нашего государства есть ряд внутренних трудностей, потому что ни одна проблема за последние восемь лет так и не была решена, соответственно, необходим какой-либо внешний фактор отвлечения внимания. Во-вторых, наибольшей поддержкой у Чавеса пользуются военные. Их цель — иметь врага, даже если они не ведут боевые действия, а Буш ничем не хуже, а может быть — даже и лучше других. В-третьих, Чавес вместе с Фиделем пытаются стать лидерами всего старого латиноамериканского левого спектра, и, здесь нет ничего нового, им необходимо знамя борьбы (им стала борьба против Буша), которое могло бы получить международную поддержку старых леваков. В-четвертых, слоганы направлены не против американского народа, а против персонально Буша. Чавес свободно поставляет нефть некоторым группам американцев, делает много подарков школам и т.п. В том числе — оказывая и денежную поддержку. Здесь в грош не ставят эту риторику, потому что у Венесуэлы есть большая культурная зависимость от США. А объем торговли с США вырос в пять раз за последние несколько лет. Это в 10 раз больше, чем объем торговли с Колумбией. Компания Condo Rice имеет огромные области разработки нефтяных месторождений, хотя нефтяная отрасль до Чавеса относилась к национальному сектору экономики, а теперь же находится в частных руках.

— Президент Уго Чавес, увеличивает военные расходы вашей страны. Как вы считаете, это необходимая оборона, или наращивание силы за пределы оборонительной стратегии?

— Совершенно ясно, что это не защита от внешнего врага. По большей части потому, что армия сейчас обладает наименьшим военным потенциалом за последние 20 лет. Возможно, он делает это для торговых сделок с другими военными ведомствами мира, дабы получить какую-то поддержку от зарубежных государств, а также потому, что готовит внутренние репрессии, и чтобы поддержать партизанские формирования в оставшейся части Америки.

— Уго Чавес — один из инициаторов воссоздания «Движения неприсоединения». Иран, Куба, Северная Корея и другие страны объединяются под флагом борьбы против США. Это попытка противопоставить что-то США, или подготовка Третьей мировой войны?

— Насколько мне известно, Движение Неприсоединения было важной политической силой во время Холодной войны, но сейчас оно сходит на нет. Практически после первого президентства Кубы, которая была тесно связана с СССР, движение начало терять свою правдивость. Чавес и Фидель пытаются возродить важность Движения Неприсоединения для того, чтобы иметь мировую трибуну, но с такими большими участниками, как Индия, я не вижу никаких перспектив у Движения. Тем более — против США. Без Холодной войны Движение неприсоединения теряет смысл. Я не думаю, что в отличие от других актеров оно будет играть какую-либо важную роль, случись Третья Мировая Война.

— В Венесуэлле Уго Чавес — популярный политик среди обычных людей?

— Да. Потому что люди уделяют большее внимание его словам, а не фактам. Потому, что если ты за Чавеса, тебе дадут крошечную часть имеющихся в стране денег. Ситуация настолько серьезная, что даже такая мелочь — уже хорошо. Средняя зарплата — это примерно половина средств, нужных семье, чтобы поесть. Однако Венесуэла лидирует в Латинской Америке по количеству миллионеров. Например, Чавес поставляет Кубе 80.000 баррелей нефти ежедневно, чтобы покрыть внутреннее потребление в 50.000. С излишками нефти они поступают следующим образом: открывают нефтеэкспортирующие компании с людьми Кастро и некоторыми венесуэльцами, как, например, бывшая жена Чавеса (в ее случае это было сделано, чтобы заставить ее молчать).

— У вашей организации есть официальная (или неофициальная) позиция по поводу политического курса президента Венесуэллы. Какая?

— Наша группа не разделяет позицию Чавеса ни по вопросам внешней, ни по вопросам внутренней политики. Четкое обоснование наших идей по этому вопросу пока не доступно.

— В Венесуэле существует преследование по политическим мотивам?

— Традиционные политические партии против, также как и некоторые экономические группы. Однако с каждым днем все меньше, потому как Чавес — владелец всей экономики. Существует т.н. контроль за изменениями — внутреннее производство сократилось на треть, соответственно большой бизнес полагается на импорт, а там нужны доллары чтобы платить. Средний класс против, национальные университеты против (несмотря на то, что им нужны деньги на существование), и мы тоже против.

Откровенно говоря, политическое преследование пока не является острой проблемой, хотя в относительно малых количествах оно и существует. Сейчас есть другие, легальные методы. Например, запрещено открыто протестовать против любого члена правительства. Существует список людей, подписавших прошение о референдуме против Чавеса, и каждый из этого списка может не получить или же потерять работу, документы, бумаги… В общем, полный спектр подобных проблем. Существует легальная цензура относительно сообщений и рекламы в СМИ, существует легальное преследование по различным тупым мотивам… Многие люди могут иметь проблемы с судом, длящиеся годами. И все в таком роде…

— В России последние полгода государственное телевидение очень часто стало показывать Уго Чавеса. У нас мало кто знает, как зовут, например, президента Боливии или Мексики, зато президента вашей страны знают все. Нам кажется, это делают специально, т.к. между политической элитой России и США есть большие и скрытые разногласия. Президента России тоже пропагандируют в вашей стране?

— Нет, кроме случаев, когда Чавесу необходим кто-то, чтобы отвлечь аудиторию. Тогда он начинает говорить о своем близком друге Путине. Но потом в СМИ появляются не очень хорошие новости о российском президенте или его окружении, как, например, убийство журналистки, и Чавес вынужден снова прятать Путина в шкаф. Но дела не стоят на месте.

— На территории вашей страны есть военные базы США?

— Нет, но Венесуэла пытается построить несколько своих военных баз в Боливии. Из-за чего среди наших соседей присутствует некое беспокойство.

— Ваша организация проводила акции в поддержку или против внешнеполитического курса Уго Чавеса?

— Внешнюю политику Чавеса тяжело понять, потому что она подконтрольна только его эмоциональным импульсам. Он левый в своих речах, но в тоже время поддерживает правых фундаменталистов, например Иран, а прежде он поддерживал и Саддама Хусейна. Он против Буша, но экономические отношения с США сейчас как никогда хорошие. Он пытается быть популярным среди латиноамериканских государств, однако поддерживает партизан и наркобаронов. Венесуэла состоит в «МЕРКОСУР», но Чавес поддерживает энергетическую политику, вызывающую ряд серьезных проблем в регионе. Он поддерживает Иран, в то время как МЕРКОСУР пытается наладить отношения с Израилем. Он говорит о латиноамериканском единстве, но Венесуэла не имеет дипломатических отношений с Перу и Мексикой. Чили дважды требовало отозвать венесуэльского посла. Дипломатические сложности возникали и в отношениях с Доминиканской республикой, Сальвадором, Пуэрто-Рико, Гайаной, Никарагуа, Эквадором, даже с Бразилией, в основном из-за того, что Чавес пытался вмешаться во внутреннюю политику государств. Он встает на сторону Хезболлы, которая провела серию взрывов в Аргентине, жертвами которой стали сотни евреев (даже не смотря на то, что его фамилия имеет еврейские корни). Он с социалистами в Испании, но в его правительстве есть несколько террористов из ETA. Он ведет речь о бедняках, в то время как его протеже сколачивают огромные состояния. Еще хуже дело обстоит с внутренней политикой. Никто не может проследить ход его идиотских решений, живущих лишь потому, что в стране есть много денег, большинство из которых тратятся на армию, представители которой сегодня занимают все важные посты в администрации. Оппозиция не может ничего противопоставить Чавесу — то, что было до, фактически ничем не отличается. Разве что нынешняя ситуация немного хуже и представляет большую опасность для будущего…

 

Иллюстрация: фото взято с сайта «РИА-новости».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *