Мытарь российский. Налоговая система России как тормоз развития экономики страны

Когда начинаешь анализировать состояние российской экономики, то создается впечатление, что люди, управляющие российской экономикой не просто неграмотные экономисты, а настоящие вредители.

Почему в самой богатой стране мира, имеющей квалифицированные рабочие и инженерно-технические кадры, половина населения все туже затягивает пояса, а каждый пятый живет в нищете. Причин несколько, рассмотрим только один тормоз в развитии страны – налоговую систему.

При капитализме все налогоплательщики традиционно делятся на три большие группы – крупный капитал, мелкая и средняя буржуазия и рядовые граждане. Именно в таком порядке по объемам налоговых поступлений должна быть построена налоговая структура. В нашей стране эта конструкция перевернута с ног на голову.
В качестве примера налоговой системы в России возьмем наиболее распространенную у нас форму организации бизнеса – общество с ограниченной ответственностью (ООО). Здесь общая система налогообложения выглядит так: налог на добавленную стоимость – 20%, налог на прибыль — 20% (в федеральный бюджет – 2%, в региональный – 18%), налог на имущество – базовая ставка 2,2% от среднегодовой стоимости имущества.

Беда в том, что правительство любит менять правила игры по ходу игры, не спрашивая об этом мнения участников. «Новации» в налоговой системе появляются практически каждый год. А житель России уже приучен: если правительство придумывает что-то новенькое, то это всегда к ухудшению. То налоговый маневр в добыче и реализации природных ресурсов, то изменение ставки НДС, то исчисление налога на имущество не с инвентаризационной стоимости, а с кадастровой. В таких условиях существования планировать развитие бизнеса практически невозможно. Налоговый пресс в стране такой, что многие российские предприниматели либо закрывают бизнес, либо уезжают за границу, либо придумывают изворотливые схемы, за которые грозит уголовная статья. За последние два года число малых и средних предприятий в России сократилось на треть. Цель налоговиков одна — выжать из предпринимателя сегодня все, что можно, а сможет ли он после этого вести бизнес – да плевать!

В царской России, кстати, в сфере торговли существовали три слоя предпринимателей, для которых устанавливались разные шкалы налогообложения. Крупные торговцы, например, такие как купец Елисеев в Москве, облагались по повышенной ставке – до семидесяти процентов с доходов, купцы третьей гильдии платили значительно меньше, а продавцы, не имевшие торговых лавок, так называемые коробейники, вообще налогом не облагались.

Больше всего российская налоговая система душит обрабатывающую промышленность. Налоги высасывают у промышленных и сельскохозяйственных предприятий оборотные средства, а без них поддержание производства невозможно. Поэтому такие предприятия медленно умирают.

Но это в предпринимательской сфере. А что с налогами с физических лиц? Многие думают, что государство вычитает из их зарплаты только тринадцать процентов. Увы, это не так. Каждый работодатель в нашей стране платит налог с фонда заработной платы – 22%, в ФСС выплачивает – 2,9%, в ФОМС – 5,1%, то есть фактически это еще 30% — скрытый налог с работника. Естественно работодатель компенсирует эти выплаты за счет уменьшения зарплаты сотрудников. Никто не работает себе у убыток. Это одна из причин , почему в России такие маленькие зарплаты.

Вообще в изобретательности российскому Минфину не откажешь. Ведомство постоянно изобретает все новые способы отъема денег у населения. Мы все платим земельный, имущественный и транспортный налоги. Из года в год Федеральная налоговая служба рапортует обо все улучшающейся «собираемости» налогов и сборов. Будьте уверены: наше имущество и наши доходы находятся под строгим контролем. Тут «цифровая» экономика современной России работает неплохо, базы данных совершенствуются, даже мышь не проскользнет.
С 2019 года налоговое бремя снова увеличилась. Ставка НДС выросла до 20%, вводится налог для самозанятых граждан. Сдает, допустим, бабушка комнату студентке (понятно, не от хорошей жизни) – плати налог, подвозишь своих сельчан до районного центра – запишись во фрилансеры. Опытные «товарищи» проследят за этим, будьте спокойны.

Русское слово «мытарства» происходит от слов мыт, мытарь. Так в древней Руси называли сборщиков налогов. Кстати, в России и сегодня есть целые города, обязанные своим именем этому слову. Например, подмосковные Мытищи. Там стояла застава, собиравшая пошлину с путников, въезжавших в Москву. Не исключено, что такая застава скоро появится: многие столичные чиновники сегодня уже вслух мечтают о платном въезде в Москву.

Человек, заплативший налог, имеет право знать, куда пошли его деньги, и какую отдачу они дают здесь и сейчас. В противном случае любая налоговая дисциплина превращается только в давление фискального аппарата. Существуют сферы хозяйственной жизни, которые остро нуждаются не в усилении, а, напротив, в максимальном снятии налогового бремени. Это, в первую очередь, мелкое производство, заполняющее лагуны местных рынков местными же товарами. Это и фермерское хозяйство, особенно в теряющих население районах. Это и образовательная, культурная, социальная работа на местах, которой и так не хватает. Если в Воронежской или в Нижегородской областях фермер уйдет с земли из-за непропорциональной высокой ставки земельного налога, если в Вязьме репетитор не будет готовить школьников к поступлению в ВУЗ просто потому, что ему это станет невыгодно, если в Горно-Алтайске обувщик перестанет шить обувь для продажи на местном рынке, так как его начнут преследовать «охотники на самозанятых» – то не будет ничего – ни хозяйства, ни образования, ни просто жизни.

Главным источником налоговых поступлений должен стать крупный бизнес, а не миллионы бедных в стране. Хотя, понятно, с простых граждан собрать налог проще. Они свои капиталы не выводят границу. У них их просто нет, как нет и навыков для таких манипуляций.

Недавно поздравляя налоговиков с их профессиональным праздником, Дмитрий Медведев назвал сбор налогов в федеральный бюджет основой развития экономики страны. Нет, уважаемый Дмитрий Анатольевич! Налоги – это только один из экономических инструментов, но не основа для процветания страны. Основой хозяйственного развития страны был и остается созидательный труд ее народа!

То ли по глупости, то ли от осознания значимости своего ведомства глава ФНС Михаил Мишустин как-то в интервью газете «Ведомости» гордо сообщил: «За последние пять лет у нас средний рост ВВП составил, 1,2%, а рост налоговых доходов – 36,9%». Что это означает? Это значит, что чем больше ФНС высасывает налогов, тем быстрее загибается народное хозяйство. Следующим шагом, как предупредил Мишустин, будет создание единого реестра населения и тотальный учет доходов граждан России. Если к простым гражданам России налоговики проявляют повышенный интерес, то в отношении толстосумов и офшорных олигархов такого рвения не наблюдается. Любые попытки ввести, например, прогрессивную шкалу налогообложения жестко пресекаются. По мнению чиновников и депутатов, олигархи будут скрывать свои доходы и выводить их в «тень». Хотя именно сегодня ровно такая ситуация.

Во многих странах мира богачи платят больше, необходимость прогрессивной шкалы там признана на государственном уровне. «Я бы очень серьезно задумался на месте наших государственных органов. Речь идет, вообще-то, самым серьезным образом о государственной безопасности России, — заметил президент Столыпинского клуба Евгений Тарло. — Когда эти люди не просто имеют домик где-то в Ницце, а глобально управляют бизнесом оттуда, это означает, что наша страна не является экономически суверенной. Мы не управляем нашими природными богатствами и крупнейшими компаниями. И эта власть более сильная, чем власть, допустим, т.н. силовиков». В России один процент оффшорных олигархов владеет почти 60% богатств страны. Без самого жесткого разговора с офшорными олигархами и изменения налогового законодательства никакого развития в стране не будет. Это всего-то два десятка людей. Тогда 150 тысячам налоговых инспекторов не надо будет бегать за парикмахерами и проверять, сколько они настригли сегодня.

В 1443 год пал Константинополь, столица Византии, который называют вторым Римом. Историки говорят, что были разные причины падения Византии: более сильное войско османов и военный талант Мехмеда II, недовольство народа заключенной Константином XI Палеологом унии с католической церковью, предательство союзников. Однако истинные причины гибели великой империи находятся глубже – коррумпированная система управления государством и непомерные налоги, подорвавшие экономику страны. Если современная ситуация будет сохраняться, то у России есть шанс повторить конец Византийской империи.

Евгений Бугров

 

Иллюстрация: Ян Массейс «Сборщик налогов», XVI в.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *