Расчеты и просчеты путинской международной политики

Эскалация военно-политического соперничества, переход в преодолении межгосударственных конфликтов от дипломатических и политических средств к санкционным и военным – все это приближает современный мир к той красной черте, перейдя которую уже невозможно будет предотвратить скатывание мирового сообщества к катастрофе. Международная ситуация все больше приобретает зловещую конфигурацию Карибского кризиса 1961 года.
А каков «вклад» России в этом тревожном тренде, и все ли просчитывает Путинская России в своей международной политике? Остановимся только на трех «площадках», где Россия, преследует свои имперские цели, жестко (то есть не гибко) ведет свою линию.

Отношения с США

На первом месте, безусловно, стоят взаимоотношения США и России. Продолжение санкционного давления США на Россию не только преследует цель поставить РФ на место, но и привести к смене нынешнего политического лидера, стимулируя через экономические трудности недовольство населения страны. Пока эта цель для США недостижима. В настоящий период реальные потери России от этих санкций выражаются главным образом в экономической сфере: отказ западных банков в предоставлении «длинных» кредитов, закрытие доступа к западным технологиям и боязнь многих стран развивать с Россией экономические отношения.
В ответ РФ вводит против американцев контрсанкции и усиливает пропагандистскую риторику, что для США подобно укусу комара. А вот наращивание Россией военных мускулов и демонстрация их на международной арене сильно раздражает Америку и играет только на руку военно-политической элите США. Как результат, начинается новая гонка вооружений. В этой гонке Российская Федерация будет в роли заносчивого картежника со сто долларами в кармане, который садится играть против игрока с неограниченной суммой для игры.

Отношения с Европейским Союзом

Вторая головная боль российского руководства – напряженность во взаимоотношениях с Европой. С каждым годом эта проблема все больше обостряется. Причина заключается даже не в беспрецедентном давлении США на Европу, а в драматическом несовпадении российских и западных подходов в оценке современного миропорядка. Россия в глазах обобщенного Запада – игрок, проигравший холодную войну. Для западной Европы однополярный мир с ведущей ролью США как гаранта мировой безопасности стал аксиомой. В восприятии Европы Россия – это такая же страна как Венесуэла, Иран или Белоруссия. Для нее это страны одного калибра. В лучшем случае Европейский союз рассматривает Россию как полезного, но вассального партнера, не равного себе. Поэтому проблемы, например, маленькой Литвы или бурлящей Греции для ЕС ближе, чем интересы России. А когда Россия аннексирует Крым, ведет гибридную войну на Донбассе, размещает свои военные комплексы в Калининградской области – это вызывает у Европы откровенный страх, и она боязливо жмется к США. Именно этот страх мотивирует бывшие прибалтийские республики СССР и страны бывшего Варшавского Договора вступать в НАТО. Руководство РФ расценивает такое стремление как инициативу НАТО и желание нанести ущерб безопасности.
После своей речи в Мюнхене в 2007 году Путин активно выступает за многополярный мир, пытаясь восстановить геополитическую роль России. Вот только средства, используемые им – воинственная пропаганда, контрсанкции и бряцание оружием – все это вызывает у Европы опасение и однозначно воспринимается ею как прямая угроза. После аннексии Крыма у европейцев уже невозможно разбить стереотип о России как непредсказуемом агрессоре.

Сирия

Наконец, Сирия, еще один регион, где интересы и подходы России и Запада диаметрально противоположны. Напомню предисторию. 30 сентября 2015 года РФ ввела свой контингент на территорию Сирии. Путин мотивировал этот шаг стремлением обезопасить границы своей страны от «Исламского государства». Некоторые аналитики и, тем более, западные, восприняли это объяснение скептически. Истинные причины вступления России в эту военную кампанию, хотя они и не рекламировались, лежат на поверхности: сохранить свою военно-морскую базу Тартус (единственную базу в Средиземном море) и оставить себе хоть одного союзника в арабском мире – Башара Асада.
Но есть еще одна стратегическая цель, которую Путин втайне преследовал в этой войне – после успешного завершения военных действий России в Сирии (а в военном смысле они были успешны) примкнуть к западной коалиции стран, участников этой военной кампании, создав таким образом надежные скрепы с Европой хотя бы в одной области сотрудничества. Не получилось! Не пошла Европа на сближение с Россией, слишком сильным оказался американский магнит.
При этом в ходе военных действий образовалась довольно странная коалиция – Россия, Турция, Иран. Пока эти страны шли в одной упряжке по военной колее, все шло более-менее нормально, без серьезных противоречий. Но сейчас, когда РФ вышла на широкий простор политического урегулирования в Сирии, эта троица выглядит как лебедь, рак и щука: слишком разные интересы. А тут еще США, Израиль, Саудовская Аравия со своими претензиями на послевоенное устройство в Сирии. Вот и получается: вместо ожидаемых политических дивидендов РФ получила ворох проблем, связанных с дальнейшим ухудшением отношений с названными странами.

Выводы

Я не касаюсь других внешнеполитических проблем России: жуткий тупик во взаимоотношениях с Украиной, ухудшение мажорной обстановки в БРИКС, экономические споры с Беларусью, вязкие переговоры с Японией по долгоиграющей теме Курильских островов.
Проблемы в международной политике есть всегда. Не надо их бояться. Бояться надо только не просчитанных, недальновидных и глупых решений.
Международная атмосфера отравлена взаимным недоверием и аномальным санкционным противостоянием. Чтобы не доводить противостояние до опасной черты российскому руководству надо как минимум осознать и понять мотивы противной стороны, приблизить свою картину мира – искаженную фобиями и традиционными мифологиями – к реальной. Это непростая задача.
Западный мир сложный. Повсюду есть элитные группы, корыстно заинтересованные в продолжении эскалации, но есть и адекватные политики, готовые к нормальным отношениям. Именно таких политиков РФ надо привлекать на свою сторону. А для начала необходимо перестать врать, вылезать на международную трибуну со своими пропагандистскими штампами, предназначенными для внутреннего потребления.

Евгений Бугров
10.02.2019.

 

Иллюстрация: кадр из фильма «Терминатор II: судный день»

1 thought on “Расчеты и просчеты путинской международной политики

  1. Одиннадцатый просчет Путина в том, что он решил переиграть историю, самовольно присвоив себе на это эксклюзивное право. Представив себя Сталиным, Петром I и Чингисханом в одном лице. Отсюда и создана в России за 17 лет его правления диктатура КГБ-ФСБ, запугивания своих противников, как в середине Российской Федерации, так и на международной арене. А в итоге Путин стал угрозой для всего демократического мира, который никогда не воспримет методов его правления и продвижения идей «русского мира». Но то, что путинский блицкриг «русского мира» в Украине провалился, еще совсем не значит, что он от всего отказался. Путин просто взял тайм-аут. Необходимо помнить, что неожиданные ситуации Путина вводят в ступор. Ему нужно время, чтобы найти верное, по его мнению, решение, потому что импровизация – это не его сильная сторона.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *