Двадцать лет спустя.Двадцать лет при Путине

Двадцать лет — крохотный отрезок в истории человечества, но в рамках человеческой жизни большой период, позволяющий выделить траекторию развития страны. И, хотя путинская эпоха еще не закончилась, сегодня уже можно сделать ее предварительные итоги. Постараюсь сделать это беспристрастно, без оценки личности российского вождя.
Прежде всего, можно констатировать, что Путин вытянул Россию из ямы, куда спихнули страну его предшественники. Вытянуть-то вытянул, но не на хорошую дорогу, а в болото стагнации. Страна якобы встала на демократические рельсы, однако режим продолжал укреплять властную вертикаль, хотя надобность в этом отпала. Закручивание гаек стало анахронизмом. Особенно заметно это проявилось после 2012 года. Наделение Следственного комитета РФ полномочиями НКВД, создание Росгвардии, закон Яровой, практика фактического запрета демонстраций и митингов, закон «Об оскорблении власти» — все это тяжелым катком прошлось по проросшим росткам либеральной демократии.

Международная политика

В политике, как известно, друзей не бывает. Могут быть союзники, временные попутчики, партнеры, оппоненты. Если кто-то навязывается к вам в друзья, не верьте! Политика есть искусство возможного. Нужно трезво оценивать своих партнеров на международной арене и прагматично использовать контакты с ними в свою пользу.
В начале своего правления В. И. Путин сделал ставку на построение фундамента для создания добрососедских отношений с Европой. Он не учел только одного обстоятельства – Европа уже не самостоятельна, и она не может идти навстречу раскрытым объятиям России, даже если этого и захочет. Об этом хорошо написал немецкий политолог Александр Рар в своей книге «В. В. Путин».
Последней попыткой сближения с Европой была сирийская кампания. Следует признать, что тактические цели этой кампании Россией достигнуты: РФ сохранила свою военно-морскую базу Тартус, удержала на троне лояльного Асада. Но свою главную цель, которую втайне лелеял В.В. Путин, РФ так и не достигла. Европа в этой кампании не присоединилась к России, а привычно поплыла в фарватере политики США. Как результат у России на международной арене нет сегодня прочных союзов, позволяющих планировать свою долговременную внешнюю политику.
Россия теряет позиции на пространстве СНГ: напряженные отношения с Молдавией, Прибалтикой, постоянные демарши Лукашенко, охлаждение отношений с Узбекистаном и Азербайджаном. Об Украине я уже не говорю.

Экономика

Если оценивать ее развитие за последние двадцать лет то в этой сфере больше минусов, чем плюсов. Реальные успехи в экономическом развитии можно отметить только в двух ее секторах – энергетика и военные технологии. ВВП в стране ощутимо вырос, но не благодаря эффективности менеджмента, а лишь за счет продажи энергоресурсов. В 2000-м году никто и мечтать не мог о цене на нефть в сто долларов. Россия фактически потеряла гражданское авиастроение (десять самолетов в год!), станкостроение, автомобилестроение, в упадке находится легкая промышленность (здесь на российском рынке прочно обосновался Китай).
За последние двадцать лет деградация экономики продолжается, и сегодня так и не просматривается конец этого процесса. После Великой отечественной войны Советскому Союзу понадобилось семь лет, чтобы восстановить промышленность. А российский «экономический рывок» в 0,8% роста ВВП за первую половину 2019 года даже на бумаге выглядит жалким.
Страна банально распродает полезные ископаемые, которые постоянно падают в цене. Пропаганда радостно сообщает, что добыча полезных ископаемых выросла на 4,7%, но почему-то забывает упомянуть, что реальные доходы населения упали на 2,3%. Режим никак не хочет понять, что ресурсы давно перестали быть решающим фактором в современном мире. В США, например, достаточно запасов нефти, но там законодательно запрещено продавать ее за границу. Сегодня успешную экономику можно построить только на высоких технологиях, и те страны, которые это поняли, выбились в лидеры на мировой арене.
Двадцать лет назад Роснефть с Газпромом являлись крупнейшими корпорациями в мире, сегодня их цена упала в десять раз. А у корпорации Apple, которая производит модные смартфончики, только свободных денежных средств скопилось 225 млрд. долларов. Это стоимость Роснефти, Газпрома, Транснефти, Сбербанка, ВТБ, РЖД, Аэрофлота и АвтоВАЗа вместе взятых! То есть одна американская компания имеет карманных денег больше, чем вся «гордость России». Удручает даже не этот факт, а то, что не делается ничего для исправления такого «драйва». Так, все доходы от продажи нефти отсекаются и вкладываются не в экономику, а в кубышку.

Социальная сфера

Я с усердием искал плюсы в этой сфере, и нашел только один — свобода передвижения. Беспрепятственный выезд за границу – это, по сравнению с СССР, действительно достижение.
Все остальное в «социалке» находится в безнадежном упадке. В Советском Союзе люди жили небогато. Но уже в шестидесятые годы голода не было. Бесплатное жилье гарантировалось, здравоохранение было бесплатно и считалось одним из лучших в мире, образование – бесплатно, коммуналка – символическая, не было страха потерять работу. Нет, я не идеализирую советский период, там достаточно было и перекосов в плановой экономике, и идеологической дури. Но была стабильность, и люди уверенно смотрели в будущее.
Беда российской социальной экономики заключается в том, что современный работник, хороший специалист, у которого руки вставлены «тем концом», не может обеспечить безбедное существование своей семье из трех-четырех человек. По сравнению со многими западными странами у нас очень низкие зарплаты. Для сравнения: средняя зарплата медсестры высшей категории в США пять тысяч долларов, ее коллега в России получает около четырехсот долларов.
Чтобы продемонстрировать «успехи» развития социальной сферы в стране приведу только несколько цифр. За последние двадцать лет:
— школ стало меньше с 68 до 42 тысяч;
— больниц уменьшилось вдвое, теперь их пять тысяч;
— количество аварийного жилья увеличилось с 9 млн. кв. метров до 24 млн.;
— цена бензина АИ-92 выросла с 7 рублей до 40-45;
— курс доллара вырос с 28 рублей до 64.
Зато число чиновников выросло с одного миллиона до двух! За последние пять лет уровень бедности только растет. В настоящий период времени за чертой бедности (по официальным данным!) живет около двадцати миллионов человек. Последняя пенсионная реформа больно ударила по работникам с возрастом за пятьдесят лет, поставив их в отчаянное положение.
Я перечислил только основные проблемы и не рассматривал другие недостатки в стране – образование, демография, экология, демократические процедуры, культура и т.д. В короткой статье это невозможно сделать. Но даже приведенные проблемы настраивают на мысль: что-то не так в государстве российском.

Евгений Бугров

Иллюстрация: кадр из фильма «Мушкетеры. Двадцать лет спустя».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *