Почему марксистские блогеры скатываются в советский реваншизм?

Когда в сети появились красные видео-каналы это было интересно. Особо перспективным являлся проект «Вестник бури». До этого существовало в Москве «Красное ТВ», было «Ленинградское телевидение» и пр., но качественный контент для молодых пользователей социалистических взглядов стали делать именно каналы типу «Вестник бури», «Выход есть» и др.

Примерно за последний год упомянутые социалистические каналы скатились в советский реваншизм и даже сталинизм (что такое советский реваншизм, мы говорили в данном видео). Для «Выход есть» наиболее характерно это видно на выпуске посвященном протестам в Беларуси лета-осени 2020 года, а «звоночком» от «Вестника бури» стали выпуски по типу «Депортация крымских татар: справедливость или геноцид» и «Загнивающая Прибалтика» .

Фактически в этих выпусках мы находим отказ от принципа интернационализма и замену его каким-то махровым коричневым империализмом в брежневско-сталинском стиле. Например, в выпуске «Беларусь после Лукашенко» его авторы открыто говорят, что диктатор «Лукашенко меньшее зло, чем протестующие». А в выпуске «Депортация крымских татар: справедливость или геноцид» авторы фактически одобряют депортацию крымских татар Сталиным. Оговорки ведущего о том, что он сам лично не одобряет такие методы — не помогают, выпуск в целом все равно воспринимается как империалистическая пропаганда.

Таким образом, смещение позиций российских левых блогеров вправо — сегодня уже вполне четкая тенденция, а упомянутые видео-ролики уже не могут быть объяснены как единичные неудачные эпизоды. Есть ли какие-то причины для подобного скатывания в империализм? Есть. У этой тенденции есть как объективные, так и субъективные причины.

Субъективная причина скатывания в империализм

Механизм возникновения «веяний» в политической сфере схож с механизмом возникновения той или иной моды, являющейся цикличной. Например, сегодняшние подростки находятся в совершеннейшем восторге от модных образов 80-х годов. Почему? Потому что они не застали этой эпохи. Для них это новый образ, крутой китч из прошлого. Мало кто из поколения 80-х захочет щеголять таким образом. Точно так же, мало кто из выходцев Советского Союза захочет возврата к той, ушедшей системе (я не беру в расчет ностальгию по детству). Зато ее невыносимо желают те, кто этого всего не видел.

Начиная с 2000-х годов в массовое сознание в России поступило много продуктов культуры с образами из СССР — прежде всего различные сериалы и фильмы. Красные блогеры оказались в плену у этой тенденции и теперь, говоря советской терминологией, «идут на поводу у масс», вместо того, чтобы доносить до этих масс новые мысли. Про красных блогеров нельзя сказать, что «они осмысляют марксизм». Они ничего не осмысляют — они извлекают из пыльных сундуков старые и консервативные образы\мысли и подают и их в красивой обертке, штампуя новыми технологиями старые «дедушкины» штаны.

Объективная причина

В 1990-ые годы Россия действительно переживала деградацию и упадок почти по всем направлениям: в экономике, культуре, морали. Красный империализм с отказом от принципа интернационализма — это тенденция мысли, которая возникла после распада СССР как реакция на эти явления.

Реваншистские настроения в стиле «восстановления Советской власти» — вполне определенное направление общественной мысли в России — начиная от думского КПРФ и заканчивая провинциальными «марксистскими кружками». Не смотря на резкую и многолетнюю критику КПРФ со стороны молодых левых, в сути своего мировоззрения многие из них полностью сходятся с официальными взглядами «зюгановцев». Это явление — которое еще много лет будет поглощать энергию молодых левых, направляя ее из революционного — в консервативное русло.

Никто не помнит Российскую империю до 1917 года — людей, которые тогда жили в живых уже нет. Зато все помнят как «все боялись СССР», «как Гагарин полетел в космос», поэтому патриотическая тенденция неизбежно выходит на советский вариант социализма. Советский реваншизм имеет отношение к марксизму только на уровне фраз, по своей же сути — это один из вариантов розового, социал-демократического патриотизма.

Эффективность для пропаганды

Может быть еще и третья причина скатывания левых блогеров в советский реваншизм. Так сказать, «техническая» причина.

Можно сказать, что СССР и образы, которые связаны в Союзом — удобны для пропаганды идеи социализма. Мысль в следующем: «вы говорите, что социализм — это утопия? Но вот же — был СССР, мощное огромное государство«. Этот пропагандистский прием имеет серьезные ограничения. Если его использовать все время, — а для некоторых левых — это основной аргумент, — то мы неизбежно скатимся к советскому реваншизму и причитаний в стиле «Ох как раньше-то было хорошо при совейской власти…»

Этот набор тем неизбежно приводит к тому, что социалистическая мысль тускнеет. Выйти за рамки дискуссии «как хорошо было…» и «социализм — это Гулаг», можно только предприняв серьезные усилия, а для этого элементарно нужно расширять кругозор. Тематика марксистских кружков «по всей России» как правило не выходит за рамки работ Маркса и Ленина, не смотря на богатую традицию марксистской мысли в течение всего 20 века. Никто не спорит, что Маркса нужно знать, но все этим и ограничивается.

В начале 2000-ых годов в России было такое явление как «неавторитарный марксизм», который сегодня почти не слышен. Группа «Марксистская Рабочая Партия», журнал «Марксист», отдельная фракция в РКСМ(б), газета «Левый поворот» и др. — пытались осмыслить марксизм, теперь такое ощущение что данная тенденция в России забыта. На вооружение берутся сталинско-брежневские идеи и апологетика всего, что было в СССР. Спрашивается, а при чем здесь марксизм и революция?

Выводы

Мы повторяли и повторяем: марксизм должен быть преодолен. Не отброшен, а преодолен с более высокой и современной теоретической позиции. Но это невозможно сделать, пребывая в рамках тех тем, которые развивают левые блогеры и «марксистские кружки».

С одной стороны, современных молодых марксистов в России можно понять. У людей, которые желают реального действия, вызывает глубокое отторжение многолетние и часто бесплодные дискуссии в среде российских марксистов, начиная с 1990-ых годов. С другой стороны, многие молодые марксисты в России болеют той же болезнью, что и молодые анархисты: они относятся свысока к вопросам, которые волновали левых в России 15-20 лет назад, а значит обречены заново изобретать велосипед, а лет через 15 также будут забыты.

Дмитрий Сергеев

8 thoughts on “Почему марксистские блогеры скатываются в советский реваншизм?

  1. Товарищи, позвольте заступиться за марксистских блоггеров — не все такие! Есть, например, молодая блогерка Ирина Шумилова, марксистка, она ведет паблик в вк «Черная книга капитализма». ЧКК впрягается за анархистов — «Сеть», Азата Мифтахова, агитирует за свободу политзаключенных и за демократию. Там уже 2167 подписчиков.

    Еще есть Иван Марков из «Альтлефт», он тоже демократический марксист, вызывал Сёмина на дебаты по поводу Беларуси.

    1. Спасибо за комментарии.
      Да, мы знаем, что не все марксисты в России скатываются в империализм.
      К счастью, это так.

  2. Основная проблема анархизма и коммунизма, что нет образа будущего — ответа на вопрос чем анархо-коммунистическое общество и жизнеустройство будет отличаться от сегодняшнего. У социалистов по крайней мере такой образ есть в виде СССР — сделаем все государственным и под властью бюрократии заживем. Понятно, что ничего хорошего из власти бюрократии не получится, но когда нет альтернативы, естественно большинство левых выбирают социализм.

    1. Если бы проблема классического анархизма сегодня была только в этом, то это было бы еще пол-беды. Но дело значительно сложнее, на наш взгляд. Поэтому мы и выступаем за гибридную доктрину.

      1. На уровне идеи цель поставлена еще Марксом — создание бесклассового общества. Следующий шаг это от идеи перейти к организационной форме. Сейчас в трудовых отношениях используется бюрократическая организация — разделение на начальников и подчиненных. При коммунизме останется так же? Очевидно нет. Разделение на начальников и подчиненных и порождает классы и угнетение. Значит нужна какая-то другая организационная форма, небюрократическая.

        1. политическая идеология, которая заимствует некоторые элементы у других идеологий. в современном мире ни одна из «старых» европейских политических идеологий не существует в чистом виде.

Добавить комментарий для Максим Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *