Это материал написан ветераном анархического движения Украины Сергеем Шевченко. Материал написан в связи с днем рождения Бакунина М.А., которое было несколько дней назад — 30 мая. Но в большей степени это личные воспоминания, связанные с восприятием его идей.
Большинство участников коллектива «Ситуации» в некоторой степени разделяют идеи анархизма. Тем не менее, мы не являемся чистыми анархистами. Но идея анархизма о том, что самоуправление — это общество ответственных, нравственных людей, способных управлять собой сами, — нам близка.
В 1988 году я, увлёкшись “махновским движением” и личностью Махно, заявил дома о своём анархизме. Моя мать не смутилась и просто сказала: «а у нас в домашней библиотеке есть книга о Бакунине, возьми почитай». Это была известная книга Н.Пирумовой из серии ЖЗЛ. Позже я имел радость познакомиться с Натальей Михайловной в Москве и поблагодарить её за эту книгу. Она называла меня «мальчик из Парижа», за мой чёрный берет, а я съел её бутерброд с сыром, с разрешения конечно.
Итак, я засел за эту книгу и выписал в тетрадку все цитаты Бакунина и выучил их наизусть. Меня увлек его бунтарский дух, его трагическая судьба и его мысли о свободе. Я тогда учился в старших классах школы, недавно вступил в комсомол, и много читал Маркса и Энгельса, в том числе о их полемике с Прудоном и борьбе с анархистами в Первом Интернационале и все это старательно анализировал.
Мой школьный учитель истории Юрий Юрьевич обнаружив мой страстный интерес к изучению социально-политической мысли старательно рекомендовал мне «правильный круг чтения» принося книги Плеханова-Бельтова дореволюционного издания из которых я черпал марксистский «монистический взгляд на историю». Но усилия историка давали совершенно противоположный эффект и вместо того чтобы проникнуться глубоким марксистским духом, и отвращением к анархизму, я все больше утверждался в вере в него. Так читая пасквили на Бакунина и его последователей в книге Жака Дюкло о борьбе Маркса и Бакунина, я нашёл для себя биографическую «Исповедь», которую великий революционер писал сидя в царской тюрьме, своего рода биографию Михаила Александровича. Так постепенно я формировал свои взгляды под влиянием Бакунина. А комсомол превратился для меня в трибуну, с которой я мог транслировать понятые и принятые мною идеи бакунизма на широкую восприимчивую аудиторию молодежи.
Напомню, что это были времена СССР со всеми вытекающими последствиями, хотя и «перестроечные», с огромным интересом ко всем хорошо забытым и ошельмованным темам политической истории.Мне было 14 лет. Я не задумываясь создал анархический кружок в своей школе, где мы изучали и полемизировали о политике, философии и истории. Первый секретарь райкома комсомола одного из районов Донецка буквально умолял избавить его от «анархистов Шевченко». Я ходил как заведённый и всем встречным проповедовал новые идеи обильно сдабривая из цитатами из Бакунина. Для меня он стал символом веры. В 1989 году вышел сборник работ Бакунина в приложении к журналу «Вопросы философии» и я заполучил его от одного преподавателя института, в котором я, школьник, читал лекции по анархизму в рамках спецкурса. Я засел за изучение «Государственности и анархии», «Кнуто-германской империи…» и «Социализма, антитеологизма»… Мое погружение продолжалось.
На одном из первых митингов неформалов в ещё «советском» Донецке, ко мне, поднявшего впервые в городе чёрное знамя, со всех сторон бросились поражённые моей наглостью «стражи порядка»: Кто? Что? Как фамилия?!!- Бакунин, Михаил Александрович, отвечаю я и улыбаюсь.Менты записывают в свои блокнотики, как есть «Ба-ку-нин»…- Миша, сверни-ка ты своё знамя, просили вкрадчивыми голосами «конторские», — поверили значит неграмотные вы мои!А потом, задержав меня после митинга искренне обижаются, узнав что я не Миша, а Серёжа, и не Бакунин, а Шевченко. Но шутка удалась!Смотрят на меня, но сделать ничего не могут, мне всего 15 лет и что делать в те времена с несовершеннолетним не знают. Потом в школу приходит комиссия из милиции для профилактики, а я рассказываю милиционерам о Бакунине. Они молча слушают, открыв рты…После этого случая я стал в качестве псевдонима называть себя «Мишель» и многие друзья моей юности ещё помнят меня под этим именем в честь Бакунина мною взятым.Как то уже много лет спустя, я сидел со своим сыном в детской поликлинике и разглядывал его медицинскую карту заведённую в общей тетради. На срезе страниц этой тетради жирно моей рукой было выведено: М.А.Бакунин.- смотри сынок, сказал я, это был когда-то папин конспект, из которого твоя мама сделала тебе медицинскую карту!
Мой сын уже в шестилетнем возрасте хорошо знал, кто такой Бакунин.Уже были созданы Федерация Анархистов Донбасса и РКАС имени Махно, в основу идеологии которых легли идеи Бакунина. Мы выходили на демонстрации с большими портретами Бакунина, печатали брошюрки «Коррупция, о Маккиавелли» и почти что в каждом номере нашей газеты «Анархия» были цитаты Бакунина о свободе. Я их помню до сих пор на память.«Свобода — это великое слово, означающее великое дело…»«Свобода одного человека, оканчивается там, где начинается свобода другого…»«Быть свободным и освобождать других: право, долг, достоинство, счастье и миссия человека»!Как то, в середине 90х годов, в процессе подготовки съезда по созданию всеукраинской организации анархистов (РКАС), я анкетировал одного старейшего на тот момент анархиста и рабочего активиста Олега Дубровского.
На вопрос — кто из классиков анархической мысли, произвёл на вас самое значительное влияние, он ответил — Бакунин. Когда я спросил его, почему? — Олег ответил просто: «у него уже все есть»! То есть в его идеях уже заложены все идеи, развитые анархической мыслью в последующие годы. Бакунин это зерна. Из них произрастает все и рождается вновь.Когда я работал в университете, в научный альманах надо было написать статью на волнующую автора тему. Моя статья называлась: «Мир и человек в философии Бакунина». Эту работу я задумал написать ещё в юности, когда жил в квартире одного профессора химии, залечивая больную ногу. Я коротал время между чтением философских писем Бакунина и руководством по использованию «инициирующих и бризантных взрывчатых веществ в буровзрывной работе на карьерах». И тогда же набросал реферат содержащий мои основные мысли о философии Бакунина, все то, что произвело на меня впечатление.
Годами позже этот конспект моих мыслей о Бакунине лёг в основу статьи, суммируя мой личный опыт соприкосновения с Бакуниным:Свободный человек в свободном мире, им создаваемом, развивающейся на пути все большей свободы. Свобода личного и коллективного и их диалектическая взаимосвязь. Таков Бакунин философ и революционер.
Несколько раз мне посчастливилось побывать на родине Бакунина, в его родовом гнезде под Тверью.Последний раз я пришёл в Прямухино практически пешком, лесами и долами, напевая по пути революционные песни на корявом французском, и ощущая свой поход, как анархический хадж. Я лежал в траве, в бывшем господском парке, у фамильной церкви в ожидании приезда участников бакунинских чтений, чтобы очередной раз погрузиться в атмосферу в которой я больше никогда не буду принят. Позже, мы вдвоём с редактором центральной газеты РКАС «Анархия», художницей Натали Вештиц Natalia Veshtizразрабатывали серию иллюстраций из жизни Бакунина, которые частично были опубликованы в одном из номеров под тогдашним псевдонимом Натали «Вики Анарши — Vici Anarchie”. В них изображён молодой Бакунин ведущий агитацию в парижских кафе, и сражающихся на баррикадах какого нибудь 18…. года.
Бакунин вдохновлял на борьбу и творчество!Я часто встречал в воспоминаниях соратников подобные моим мысли и личные ощущения присутствия Бакунина в их жизни, влияние его личности и идей на становление и развитие. Это целый пласт поколения конца 80-начала 90 годов. Меня же этот миф не отпускает и до сих пор, хотя с момента первого знакомства прошло уже более тридцати лет. Все также Бакунин герой моего личного пантеона. Я порой перечитываю давно уж читанные страницы его работ, погружаясь в смыслы и находя все ещё новые грани, вдохновения и глубины.Поэтому и сегодня я скажу: Бакунин, да!
Серж Шевченко
П.С. Рисунки «Бакунин в европейской революции» для газеты «Анархия» автор Наталия Вештиц (Vici Anarchie)