В начале ноября на границе Литва-Беларусь-Польша скопилось около тысячи мигрантов из стран Ближнего Востока и Африки. Разные СМИ уже несколько недель говорят о миграционном кризисе.
Ясно, что этот кризис создан искусственно режимом Лукашенко. Беларуские пограничники сознательно не препятствуют переходу границы с их стороны в другие страны. Но от того, что кризис создан искусственно — напряженности меньше не становится. И здесь несколько мыслей по этому поводу.
Что нужно сделать
Тому, кто может предоставить доказательства политического преследования у себя на родине, таких — пропустить и дать статус политического беженца в одной из стран ЕС, с обязательным условием полной интеграции и уважением к культуре принимающей стороны.
Кто не может предоставить документы о политическом преследовании у себя на родине, то нужно вынудить режим Лукашенко вернуть этим людям деньги и за государственный счет отвезти их на самолетах обратно домой.
Кто не хочет возвращаться обратно, то режим Лукашенко, раз уж он фактически пригласил их, обязан таким людям предоставить вид на жительство, возможность найти работу в Беларуси и интегрировать в общество.
Почему так нужно сделать
Мигранты бывают разные. Есть политические мигранты, которые бегут от тюрьмы или войны, а есть экономические.
Экономичекие мигранты — когда войны нет, тюрьма им не угрожает, а люди хотят переселиться в экономически более благополучную страну. Это — нормальное, вполне естественное желание. Но только местное население тоже имеет право на свое мнение.
Что делать если местное население против? Вернее, не то чтобы «против» или «за» — ведь никто рефендумов среди поляков или литовцев не проводил. Тем не менее ясно, что местное население относится в такому явлению с опасением: как адаптировать довольно большую группу людей совершенно другой культуры, желающих попасть в их страну всем вместе и сразу? Вполне резонное опасение обычного обывателя.
Геополитический момент
Мигранты, которые находятся сейчас на приграничной территории являются также разменной картой в политике. Для мировых европейских политиков, которые сейчас говорят что-то «за» или «против» — мигранты это средство лоббирования своих интересов.
Для Лукашенко — это способ заставить лидеров европейских государств сесть с ним за стол переговоров, а тем самым признать его. Напомним, что после выборов 2020 года в Беларуси многие европейские политики отказались признавать результаты этих выборов и не считают Лукашенко легитимным президентом. Несколько дней назад Ангела Меркель, кстати, позвонила Лукашенко .
Для Польши — мигранты это способ надавить на Германию и на ЕС в целом. Напомним, что в современной Польше начали раздаваться голоса о референдуме по поводу выхода из ЕС. Пока эти голоса слышны не так громко, но на этом фоне миграционный кризис для польских политиков — хороший способ продавить свою позиции в ЕС.
Наконец, если какой-то политик Западной Европы кричит «пропустите мигрантов!» не надо сразу думать, что он действительно заботиться об их судьбе. Из казны ЕС в пользу страны, в которую прибыли мигранты, выделяются миллионы евро, а для таких политиков это отличный повод освоить «ничейные» бюджетные средства.
Иделогические вопросы
Среди левых есть такое мнение: «Люди имеют право перемещаться куда угодно, когда угодно, а потому ограничений и государственных границ быть не должно». Нелегальное пересечение границы в такой позиции рассматривается как анархический акт.
Я читал немало работ по наивному анархизму, вроде работ Гелдерлооса, и они утверждали, что по общей договоренности каждая коммуна может ограничить нежелательных жителей — например, не веганов. И вот у этих же людей, спокойно относящихся к выдаваемых за позитивные виды сегрегации людей, совершенно нет никакой возможности допустить, что местные жители имеют право на сохранение своего культурного круга, для сбережения своих традиций. Для веганов это позволено, а например, для католической общины, почему-то уже нет.
Анархистам (той их части, которые мыслят в стиле «границ быть не должно вообще») отвечу вот что. Представим, что на Земле победил анархизм и вся Земля состоит из самоуправляющихся территорий. Ясно же, что одна самоуправляющаяся территория — более развитая, другая менее. Ясно также, раз границ нет, то люди с одной самоуправляющейся анархической территории будут перемещаться на другую — более развитую и благополучную. А раз ограничений никаких нет, то на этой более благополучной территории из-за избытка народа начнется коллапс.
В этих вопросах не должно быть ультраправой ненависти. И не должно быть окололевого сердобольства, что мигрантам нужно помогать только за то, что они мигранты, а значит более угнетенные, а значит лучше и достойнее. Люди имеют право менять место жительства. Но местные жители должны иметь право на свое мнение. Здесь должна быть здоровая середина, а не крайности.
Грубое сравнение — если ты приходишь в чей-то дом через окно, потому что считаешь, что хочешь там жить, и рвешься с требованием разместить тебя на кухне — то не удивительно, если хозяева дома захлопнут ставни, и возможно даже возьмут ружье. Право на жизнь и свободное передвижение состоит не в том, чтобы штурмовать чьи-то окна, а в том, чтобы делать это в адекватной форме и быть готовым, что у народа есть право оценивать ситуацию, возможность и желание «принять кого-то на кухне».