Что думают «антифа» из 2000-ых об «антифашизме» Шойгу и Путина?

В связи с конфликтом на Украине государственная пропаганда РФ активно использует тему антифашизма. Мол, «Россия борется на Украине с неонацизмом». Мы решили взять интервью с человеком, который был одним из тех, кто в начале 2000-ых годов в Москве стоял у истоков уличного антифашизма. Решили поинтересоваться, насколько обоснованно здесь говорить об «антифашизме».
Герой нашего интервью попросил не называть его настоящего имени, поэтому условно мы его назовем как Сергей. В начале 2000-ых годов Сергей входил в первое число тех, кто начинал уличный антифашизм в Москве. Он был лично знаком с такими фигурами как Иван Хуторской(Костолом), Петр Силаев(Пит), Алексей Сутуга(Сократ) и пр.

Примечание от «Ситуации». Мнения, высказанные в данном интервью могут не совпадать с точкой зрения «Ситуации». В частности «Сергей» с удовлетворением констатирует факт того, что «на стороне Украины участвует немало левых и анархистов». «Ситуация» выступает за немедленное прекращение военного конфликта между Россией и Украиной, а потому любое одобрение действий, ведущее к углублению конфронтации — от какой бы стороны эти действия не происходили — считает неверным.

Вопрос от «Ситуации»: В конце августа 2022 года по инициативе Министерства обороны РФ в Москве прошел «Антифашистский конгресс». В президиуме конгресса сидел министр оброны Шойгу, лидер думской партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов и другие государственные деятели.  Что ты думаешь об этом конгрессе?

Ответ Сергея: Конечно, это смешно. Это действо организовывалось в развитие путинской мифологии о том, что его режим якобы является «наследником великой победы» 1945 года.

Вопрос: Ультраправые, воюющие на стороне Украины, конечно есть. Этого не стоит отрицать. Насколько сильно, на твой взгляд, их влияние?

Ответ: Украинские антифашисты обращают внимание на то, что на момент вторжения российской армии в Украину в Верховной раде был ровно один депутат от ультраправых (партия «Свобода») — это принципиально меньше, чем в любой европейской стране. Ультраправые сыграли заметную роль на Майдане и в противостоянии пророссийскому сепаратизму 2014 году. Дальше, насколько я понимаю, они в целом оказались невостребованными украинским обществом. Какие-то их организации сохраняются, многие ультраправые интегрировались в украинскую систему власти/МВД на правах ветеранов Майдана и Донбасса. Но существенной политической силой в Украине в 2022 году они не являлись и не являются. Сегодня на стороне Украины участвует немало левых и анархистов, надеюсь, влияние наци не будет существенным.

Вопрос: Официальная позиция, которую неоднократно озвучивают первые лица российского государства в том, что «Россия ведет на Украине борьбу с неонацизмом». Насколько такое объяснение о целях «сво» соответствует действительности, на твой взгляд?

Ответ: На 100% не соответствует действительно, конечно. СВО — это максимально идиотичная и неадекватная попытка решить проблемы и/или присоединить к России украинские территории с русскоязычным населением. Это минимум половина Украины. Проблема русского языка в Украине действительно существовала с 90-х годов, но она решалась в рамках мирного политического процесса, и как раз до аннексии Крыма были найдены решения, устраивающие все стороны. Чем более агрессивны действия России, тем больше в Украине запрещают всё русское. На мой взгляд, это тоже немудрое поведение, закладывающее проблемы на послевоенное будущее. Но эмоционально его вполне можно понять.

Вопрос: В качестве доказательство того, что на Украине процветает «неонацизм» по сети гуляют фотографии зигующих украинских школьников. Что ты думаешь об этом «доказательстве».

Ответ: Можно набрать таких же фоток из России. Путин говорит: «В России за такое наказывают». Так и в Украине наказывают.

Вопрос: Начиная с 2014 года государственная пропаганда РФ распространяла информацию, что на Донбассе «против украинских неонацистов» воюют некие «интернациональные бригады антифашистов» со всего мира. Насколько на твой взгляд это соответствует действительности? 

Ответ: На стороне донбасских сепаратистов кто только ни воевал. Действительно, в какой-то момент туда ездили всякие сталинисты из Италии, Греции, Испании и других стран. Они называют себя антифашистами. За ЛНР воевал и погиб москвич Антон «Долбила» Фатулаев — участник антифашистского движения в Москве 2000-х. Сейчас тоже есть те, кто в 2000-х называли себя антифа, и поддерживают действия ВС РФ. Но таких — явное меньшинство. Большинство «антифа и 2000-х» — с большими или меньшими оговорками на украинской стороне.

Вопрос: Когда речь идет об «интернациональных антифашистских бригадах, воюющих против неонацистов в Украине», то государственная пропаганда РФ рассказывает о них как о героях. Когда же речь идет примерно о таких же добровольцах, но воюющих на стороне Украины, то государственная пропаганда РФ презрительно именует их «наемниками». С чем связано, на твой взгляд, применение двойных стандартов?

Ответ: Обычная пропаганда военного времени.

Вопрос: Известно, что со стороны России против Украины также присутствуют ультраправые — например, ДШРГ «Русич». Насколько, на твой взгляд, это соотносится с официально декларируемыми целями «о борьбе с неонацизмом на Украине»?

Ответ: «Русич», «Русское имперское движение», РНЕ — насколько я понимаю, это достаточно небольшие, хоть и заметные формирования. Но можно вспомнить Уткина, основателя ЧВК «Вагнер», и его татуировки. «Вагнер» — сейчас одна из ведущих российских боевых структур. Да, ультпраправых среди добровольцев с российское стороны очевидно много. Российская пропаганда как-то изящно этот факт обходит.При этом многие русские ультраправые в разные годы бежали в Украину, присоединялись к их вооруженным силам. В принципе, некоторые основатели «Азова» — примерно те персонажи, с которыми мы дрались на улицах Москвы в 2000-х. Это забавно, хотя и не особо приятно. По факту, да, мы с такими персонажами сейчас по одну сторону баррикад. Но всё равно от них как-то подальше хочется стоять. И в целом, на мой взгляд, такой расклад прямо сейчас оправдан. Пока Путин у власти, ни о каких шансах на адекватное развитие России речи быть не может. 

Вопрос: Как ты думаешь,  насколько успешно государственная пропаганда РФ эксплуатирует идею «о борьбе с неонацизмом» для объяснения целей «сво» в Украине?

Ответ: Сложно сказать. Нормальной социологии в России сейчас не может быть, мне кажется. «Неправильный ответ» социологу, в принципе, является уголовным преступлением. ))) Но, мне кажется, по общению с самыми разным людьми, с которыми я пересекаюсь, даже те, кто не был замечен раньше в негативе к Путину, несколько офигевают от происходящего и не имеют нормального объяснения, зачем РФ начала все это на Украине.

Вопрос: Насколько успешно государственная пропаганда Украины экспулатирует идею о «фашизме со стороны Путина», когда называет российские войска «рашистами»(от сочетания слов Россия и фашизм)?

Ответ: Не возьмусь отвечать на этот вопрос. Имею обрывочные сведения о нынешней ситуации в украинском обществе.При этом путинский режим, каким он сформировался к 2022 году, действительно по многим показателям похож именно на печально известные политические системы 1930-х. Я так думаю и без украинской пропаганды.

Вопрос: Насколько на твой взгляд вообще обоснованно использовать для объяснения современного военного конфликта между Россией и Украиной схему «фашизм-антифашизм»?

Ответ: Я бы не использовал. События 1939-1945 годов сейчас используются многими государствами для утверждения каких-то своих амбиций. Толкуются каждым в своих интересах.

Интервью взято в начале октября 2022 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *