Современная наука опровергает Кропоткина или нет?

Есть такая наука — социобиология. За последние пол-века она накопила огромный материал. «Шимпанзе — похожи на людей или нет?», — задалась однажды вопросом студентка, подрабатывавшая официанткой. Чтобы ответить на этот вопрос, она потратила всю свою жизнь.
Нашла деньги, собрала сокурсников и основала в Танзании институт наблюдавший за шимпанзе пол-века. Это был первый и до сих пор единственный такой проект в истории. Уникальность его в том, что никто — ни до, ни после не наблюдал шимпанзе столь долго. Причем важно, наблюдения велись и ведутся до сих пор в естественных условиях, то есть «социальная организация» стада шимпанзе не нарушена.

К чему это? При чем здесь революция и самоуправление? А вот при чем. Если у человека и обезьяны был общий предок, то основы социального поведения человека были заложены миллионы лет назад, и тогда возникает вопрос: возможно ли самоуправление? А если возможно — то в какой форме и в каких пределах?

Любой желающий, сможет прочесть книгу Дж.Гудолл (Гудолл Дж.Шимпанзе в природе: поведение. М., 1992) — не будем пересказывать содержание. Мы не об этом. Конкретные научные наблюдения частично опровергают, но частично и подтверждают тезисы, высказанные Кропоткиным в знаменитой книге «Взаимопомощь как фактор эволюции».

В чем подтверждают? Да, действительно — среди шимпанзе есть взаимопомощь и альтруизм. Когда один шимпанзе подходит к другому и выпрашивает у него еду, даже если просящий — особь низкого ранга, — в большинстве случаев с ним поделятся — показывают наблюдения.

В чем опровергают? У стадных приматов — и у шимпанзе в частности внутри стада существует жесткая иерархия. Есть самцы и самки высокого ранга, а есть — низкого ранга. Есть доминирующий альфа-самец, есть средние самцы, и есть внутри стада борьба за власть.
Необходимость иерархии приматологи объясняют тем, что стадо — это эволюционное приобретение. В стаде — легче выжить. С другой стороны, наличие в стаде многих самцов порождает между ними постоянную конкуренцию, поэтому чтобы стадо было устойчивым, формируется иерархическая система рангов.

Кто-то заявит: «люди — не обезьяны. Мы — не шимпанзе». А так ли? Никто не хочет доминировать, преобладать, побеждать? Давайте самих себя не будем обманывать…

Социальные отношения среди шимпанзе — это аллегория на отношения людей. Как шимпанзе достигает статуса альфа-самца в стаде? Путем постоянного физического или психического давления на других половозрелых самцов. Драки за статус — постоянны, но когда кто-то из самцов достигает статуса альфа-самца, то поддерживается статус с помощью символов и насилие почти не применяется.

Как долго поддерживается статус альфа-самца у шимпанзе? От нескольких месяцев до нескольких лет. За историю наблюдения института Дж.Гудол один из самых долгих сроков — это срок президента в РФ — шесть лет.

Что происходит с альфа-самцом, когда он теряет свой статус? Он спускается на самый низ иерархии и быстро погибает.

Тогда — как данные современной науки соотносятся с идеей самоуправления? А так: если самоуправление мы будем понимать исходя из лозунга «никакой власти никому», то самоуправление невозможно. Если же мы будем считать, что власть — неотъемлемое свойство человеческих сообществ и вопрос только в том, как она организована — тогда самоуправление возможно.

Мы должны отказаться от наивно-утопических взглядов на социальную организацию общества. Этот взгляд ведет только к неадекватным воззрениям. Другая крайность — сгущение красок: «человек по природе плох, люди ни на что не способны». Мы должны избегать этих двух крайностей.

И еще. От того, что у шимпанзе есть иерархия — не нужно делать далекоидущих выводов. Из иерархии шимпанзе — не следует государства. Государство — институт другого уровня эволюции.

 

В материале использован кадр из фильма «Планета обезьян».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *