Стивен Майкл Люкс(Steven Michael Lukes) британский профессиональный социолог, профессор. Его книга «Власть:радикальный взгляд» вышла первый раз в 1974 году(1). В первых строчках своей книги автор интригует читателя и говорит, что намерен «зайти очень далеко» в анализе власти. На самом деле читателя — который не первый раз в жизни держит в руках научную монографию, такое предуведомление не может не насторожить.
Известные ему концепции власти Люкс делить на три разновидности: первая — одномерный взгляд на власть, вторая — двухмерный взгляд на власть, третья — трехмерный взгляд на власть.
Одномерный взгляд на власть, по мнению Люкса, это например, концепция американского политолога Роберта Даля, которую мы уже как-то разбирали(https://situazion.info/2019/06/22/концепция-власти-роберта-даля/). Одномерность, пишет он, заключается в том, что анализ власти в данном направлении американской политологии по сути сводится к «поведению акторов», а то — что стоит за этим поведением, не учитывается.
В качестве примера двухмерного взгляда на власть Люкс называет авторов — Питера Бачраханда(Peter Bachrachand) и Мортона Баратца(Morton Baratz)(2). По его мнению, двухмерный взгляд — это шаг вперед, так как подобные концепции учитывают конфликтность власти. Трехмерный взгляд на власть, по мнению Люкса, более глубокий, так как пытается выявить скрытые конфликты, «реальные интересы» и пр., хотя и он тоже не лишен недостатков.
Современные концепции власти носят умозрительный характер. Стивен Люкс замечает это и временами довольно справедливо критикует их. Например, определение власти данное Робертом Далем -«А имеет власть над В, когда А заставляет В сделать что-то, чего тот бы не сделал» научно не точное. Ведь нужно доказать — что «В тогда бы этого не сделал», но как это докажешь?
Люкс подводит читателя к тому, что «настоящая власть», это ни когда «А заставляет что-то делать В», а когда А формирует желания В. То есть, когда тот, над кем господствуют, может хотеть чего-то, только в рамках господствующих, навязанных интересов. Люкс подводит читателя к этой мысли постепенно. Сначала он цитирует малоизвестного в России американского социолога Меттью Кринсона, который занимался исследованием городской среды в 1970-ых годах в США (см.Matthew Crenson «The Un-Politics of Air Pollution: A Study of Non-Decisionmaking in the Cities»). Люкс ссылается на пример двух разных городов, который приводится в этой книге. В одном городе вопрос загрязнения воздуха был превращен в политический вопрос, так как в нем не было крупной промышленности, а в другом городе промышленное лобби просто не позволяло вынести этот вопрос на повестку дня. Люкс использует эти примеры, чтобы доказать свой тезис о том, что «настоящая власть» — это определять повестку, определять сам круг обсуждаемых вопросов.
Потом Люкс много цитирует Мишеля Фуко, Фуко ему нужен прежде всего с его теорией дисциплинарного общества, чтобы подкрепить мысль о том, что власть шире и глубже, чем просто прямое принуждение — когда А принуждает к чему-то В.
Наконец, ближе к концу книги Люкс раскрывает в чем же, «радикализм» его взгляда на власть. Настоящая власть это не только заставить А делать то, что он не хочет, но формировать и его желания, то есть делать так, чтобы А чего-то хотел в определенных рамках, а другого не хотел. Автор настаивает, что при анализе власти нужно сосредоточиться на манипуляции, то есть на формировании желаний, а ни просто на том, что А — приказывает В(3).Честно говоря, от подобной мысли отдает банальностью, и она не воспринимается как радикальный взгляд — чем можно было бы интриговать читателя. Но здесь необходимо пояснение.
В рамках существующих научных концепций власти данная мысль, может быть и является радикальной, но воспринимается она как банальность по двум причинам.
Во-первых, потому, что критикуя другие умозрительные концепции власти, Люкс так и не выходит за рамки умозрительности. Его книга «Власть: радикальный взгляд» по своей сути является расширенным библиографическим эссе, это — «книжка о книжках». Текст изобилует большим количеством цитат других авторов, которых Люкс приводит, а потом высказывает свои мысли по поводу этих цитат и, получается, что его теория сформулирована в стиле: «Роберт Даль пишет вот так, а я — вот как думаю».
Во-вторых, давая широкое, свое собственное определение власти:
«это диспозиционная концепция, включающая сочетание условных или гипотетических утверждений, определяющих что произойдет при ряде обстоятельств«(4)
Люкс по сути негласно вводит в свое определение объект, который он не думает называть, но смешивает его с властью — это государство, в более широком смысле — институт. Ведь власть — это процесс, но чтобы этот процесс осуществлялся как «множество диспозиций» необходима институция, которая бы его осуществляла.
Таким образом, книга Стивена Люкса это, конечно же, не радикальный взгляд — с точки зрения политики и исследования ее в целом. Это просто — очередная попытка приблизиться к понимаю власти.
- В данном материале цитируется издание 2005 года, которое можно скачать здесь: http://voidnetwork.gr/wp-content/uploads/2016/09/Power-A-Radical-View-Steven-Lukes.pdf
- Коротко со взглядами данных авторов можно познакомиться в статье Bachrachand P., Baratz M. Two Faces of Power http://www.columbia.edu/itc/sipa/U6800/readings-sm/bachrach.pdf
- Lukes S. Power a radical view. Second Edition. Published in association with the
British Sociological Association. London. 2005, s.134-135, 136, цитируется по электронному тексту http://voidnetwork.gr/wp-content/uploads/2016/09/Power-A-Radical-View-Steven-Lukes.pdf - Lukes S. Power a radical view. Second Edition. Published in association with the
British Sociological Association. London. 2005, s.63, цитируется по электронному тексту http://voidnetwork.gr/wp-content/uploads/2016/09/Power-A-Radical-View-Steven-Lukes.pdf