Народничество или национализм? Анализ украинской революции 2013-2015 гг.

Данные материалы являются логическим продолжением интервью «Что такое левый национализм?» с бывшим участником украинской организации «Автономный Опир».
Мы решили перевести на русский язык и опубликовать данные материалы по двум причинам.
Причина первая. Это — попытка анализа украинской революции 2013-2015 гг., основная цель которой была — слом унаследованной Украиной постсоветской системы 1990-ых годов. Не смотря на отчаянные попытки избавляться от советского прошлого — борьбы с символами(«ленинапад»), суть олигархической бюрократической системы Украины осталась не тронутой. В публикуемых материалах содержатся ценные мысли по поводу того — почему так произошло, почему украинская революция не достигла своих целей.
Вторая причина нашего интереса к этим документам в том, что в России мы сегодня наблюдаем похожую систему, против которой произошло народное восстание в Украине. Только эта система значительно масштабнее, жестче и еще скрепленна путинской вертикалью. То что мы наблюдали в Украине в 2013-2015 гг. — возможно и в России. Поэтому попытки анализа событий — в другой, но приграничной и исторически близкой к России стране, для нас это попытка анализа возможных событий у нас.
Здесь мы публикуем два материала: программную статью «Освободительный национализм и народничество» и «Манифест» организации «Автономный Опир».

Примечание 1. Мы публикуем данные материалы как исторический документ. Мнения высказанные в данных материалах не отражают точку зрения блога «Ситуация». «Ситуация» никогда не имела никакого отношения к украинской организации «Автономный Опир». Также оценки, высказанные здесь касаются времени 2017 года.

Примечание 2. Максим Осадчук один из авторов «Манифеста» Автономного Опира , а также автор программной статьи «Освободительный национализм и народничество» отмечает, что оба материала, написанные в 2017-м, сегодня скорее принадлежат истории, по состоянию на 2021 год не отсылая ни к одной существующей в Украине организаций.

Максим Осадчук: Освободительный национализм и народничество

Национализм должен быть освободительным или Идеологические основы современного украинского народничества

Последний Майдан вcколыхнул украинское общество. Огненное восстания зимы 2013-2014 годов стало наиболее радикальной — за весь период существования независимой Украины — попыткой революционного слома унаследованной от начала 1990-х системы социальных и политических отношений в государстве. Впрочем, через три года после свержения режима Виктора Януковича можно уверенно сказать, что эта попытка вообще оказалась неудачной.
Система быстро реставрировала сама себя — даже в тех секторах, где удалось достичь хотя бы важных положительных сдвигов. «Регионалы», которые голосовали за законы 16 января, спокойно заседают в Совете, но теперь в вышиванках. Коррумпированные элиты, во главе с руководителями «Объединенной оппозиции» во время Майдана делали все, чтобы сдержать революционный процесс, получили всю полноту власти. Под идеологическим прикрытием войны и требований «западных партнеров» они грабят общество, как даже и не снилось частично отстраненным от кормушки «донецким». Остатки социального государства, не решился добить даже Янукович, «реформаторы» уничтожают с невиданным упорством — под аккомпанемент молчания широких масс народа. Наконец, политическая власть — один в один как в 2010-2013 годах — стремительно концентрируется в руках финансово-промышленного клана во главе с президентом, который со временем приобретает все более ярко выраженных авторитарных черт. Не говоря уже о том, что личное состояние этого человека существенно выросли за последние годы только по официальным данным.

Очередной цикл истории пролитой крови и раздавленных надежд близится к завершению — только для того, чтобы вскоре начаться снова.
Мощный потенциал революционной ситуации, которая вызревала в течение десятилетия, так и не был использован. Вместо решительного разрушения системы экономической эксплуатации и политического угнетения, к чему стремились массы простых украинский и украинок, Майдан ограничился лишь изменением высоких руководителей государственного аппарата и определенными косметическими преобразованиями, которых требовали нужды «евроинтеграции». Влиятельные олигархические группировки воспользовались вспышкой справедливого гнева общества для того, чтобы сбросить слишком алчного Януковича с его «Семьей» и временно откатить ситуацию к более привычному для них состояния монополистической равновесия между крупными игроками на рынке и имитационной «демократии». Впрочем, как видим, все возвращается на круги, и новая редакция Виктора Федоровича не заставила себя долго ждать.

Едва людям, которые хоть немного разбираются в специфической модели распределения собственности и власти в нашей стране, стоит этому удивляться. В основе политики, как и любой общественной деятельности, лежат прагматичные интересы конкретных групп граждан, известных как социальные классы. Тот класс, который получил на постсоветском пространстве название «олигархия», сполна реализовал все возможности, которые давала ему революционная ситуация. Но в статистическом разрезе этот класс составляет от силы 1% населения, если понимать под «олигархией» блок крупных капиталистов, обогатились на хищении советского хозяйства, политического руководства государства и всей продажной «элиты» от СМИ, культуры и «общественного сектора». Полное господство этого паразитического образования на теле украинского общества блокирует возможность любой настоящей политики на официальном уровне. Долбить эту скалу, как призывал 100 лет назад Иван Франко, вплоть до ее зрелищного краха — наша главная стратегическая линия.

Остальные 99% населения — собственно, украинский народ: наемные работники, самозанятые, крестьяне, интеллигенция и мелкий бизнес — не получили решительно ничего. Зато в результате открытого вторжения российских войск Украины потеряла территории Крыма и Донбасса.
Империалистический режим Владимира Путина представляет собой наиболее совершенный вид олигархического капитализма на постсоветском пространстве, его высшую стадию и завершенную форму, имеет естественное для подобного социально-экономического строя притяжения к тоталитаризму. Таким образом внутренняя контрреволюция удачно сочеталась с внешней реакцией, которая смертельно испугалась Майдана. Затягивание кровопролитной войны на Востоке Украины выгодно как Москве, так и нынешнему режиму в Киеве, поскольку позволяет эффективно сдерживать социальный протест внутри стран, утилизировать слишком активное население и все больше сжимать пояса на шее собственных народов.

Где и когда мы допустили ошибку? Почему вместо желаемого социального, справедливого и подлинно демократического общества мы получили то, что имеем сейчас? За что положили души и тела герои Небесной сотни и тысячи украинских добровольцев и военных в окопах необъявленной войны? Ища ответ на эти роковые вопросы, мы должны вернуться на засыпанную снегом и окутанную баррикадами площадь Майдана.

Безусловно, то, что происходило в центре столицы от 1 декабря 2013 года, может быть охарактеризовано как стихийное народное восстание, вызванное беспрецедентным в новейшей истории Украины волной полицейского насилия. Но так же не подлежит никакому сомнению, что за все три холодные месяцы кульминации революционного процесса Майдан так и не смог четко понять, чего же он хочет, кроме немедленной отставки действующего на тот момент президента и наказания палачей из «Беркута». Общество оказалось неспособным не только выдвинуть из своих рядов политической организации, которая бы последовательно проводила реализацию требований народа, но даже и сформулировать конкретный их список, который бы определил положительный образ будущего страны после победы революции. Стоит отдать должное: отдельные попытки создания подобных концепций имели место. В частности смотрите статью бойца Небесной сотни, анархиста Сергея Кемского в Украинской правде «Слышишь, Майдане?» В конечном счете Майдану не удалось постичь ни глубинных социальных причин, которые вызвали его к жизни, ни своей роли в украинской истории. В этом — наша самая большая трагедия.

Идеологический вакуум, в котором был вынужден слепо хромать Майдан, стал идеальным удобрением для расцвета различных паразитов: от старых партнеров Януковича и Ахметова, возглавляемых трехглавого гидрой, которая называла себя «официальной оппозицией», в воспитанных западными грантами «молодых реформаторов». Последние способны посмотреть дальше своего носа, воспринимая примитивный либерализм как лекарство от всех болезней. В результате ими удобно пользуется новая власть, которая эффективно делит с перекрашенными старыми чиновниками все реальные рычаги влияния в государстве.

Те же, кто за годы могильной стабильности 2000-х привыкли называть себя революционерами, читать классические умные книги о несправедливом устройстве общества или закаливать себя к партизанской войне на склонах Карпат к настоящей революции оказались критически не готовы.

Правые

Во время главных боев Майдана, казалось бы, несколько лучше других показали себя люди, известные как «Правый сектор». Но быстро выяснилось, что других идей для реформирования общества, кроме ретроградных правоконсервативных теорий с 1920-х годов или просто примитивного этнического национализма с откровенно расистским основанием, в них нет. После начала очередной войны Украины за независимость наиболее последовательная фракция революционных правых ушла на фронт, а другая начала стремительно криминализироваться, деградировать и деградировать. Насилие за пределами АТО приобретало размаха, апогеем чего стали известные события в Мукачево летом 2015 года. Нынешний официальный ПС, который давно покинул его основатель и один из ярких антисистемных лидеров Майдана Дмитрий Ярош, превратился в младшего партнера для более мощных ультраправых формаций — «Национального корпуса» Андрея Белецкого и давно уже дискредитированной «Свободы». Как говорил один из руководителей старого революционного ПС Саша Белый, оставшийся в сознании многих людей неким украинским Робин Гудом: «Для всех нас заготовлены доллары и шара. Кого не купят, того убьют ».

Саша Белый

Именно последнее, собственно, и произошло с самим Белым (музычка), которого еще зимой 2014 ликвидировали силовики, почти сразу после формальной победы Майдана. Говорят, что по личному приказу нового министра внутренних дел Арсена «Мусора не люди» Авакова. Нынешние лидеры Правого сектора без тени совести маршируют в одном строю с теми, кого народный мститель Белый предпочел бы наказать — и кто, вероятно, напрямую связан с его возможными убийцами.

Между прочим, про Авакова. Вождь созданной в 2016 году на базе «Гражданского корпуса Азов» крайне правой политической партии «Национальный корпус» Андрей Белецкий уже не первый год старательно открещивается от связей с нынешним главой МВД. Впрочем, ни для кого в этой стране не является секретом, чьей креатурой стал подполковник полиции Белецкий, который под крылом Арсена Борисовича сделал блестящую карьеру в органах сразу после выхода из тюрьмы во время Майдана. Эксперты единодушно говорят, что действующий глава МВД рассматривает «НК» как запасной аэродром для своих политических амбиций, ведь после фактического коллапса партии Яценюка и Турчинова «Народный фронт» именно Аваков остался едва ли не единственным влиятельным представителем исполнительной власти, имеет относительную автономию от президента. Большие деньги, которые вкладываются в партию Белецкого, не говоря уже о ресурсах полка НГУ «Азов» (имеющий только лучшее снаряжение и инфраструктуру, в отличие от большинства Подраздел ВСУ, например), прямо свидетельствуют о большой ставке, которую делает на эту политическую силу один из олигархических кланов.

Левые

С другого края украинского политического поля ситуация также крайне печальная. Местные левые — это сплошная история поражений, деградации, оппортунизма и сотрудничества с врагом. Традиционные «левые» партии — такие, как КПУ Симоненко или СПУ Александра Мороза — изначально создавались как представительства отдельных фракций бывшей советской номенклатуры и новых хозяев жизни. Эксплуатируя ностальгические чувства пожилых людей, они постепенно отказывались от остатков социалистической идеологии. В случае с КПУ она заменялась кирпичами российского шовинизма — фактически несколько перелицованной версией старой доброй имперской триады «православие, самодержавие, народность» — чему украинские «коммунисты» старательно учились у старших братьев с КПРФ.

«Социалисты» Мороза пытались действовать тоньше, выбивая для себя места левых партнеров одной из крупных буржуазных партий — то так называемого «демократического» лагеря, то наоборот. Обе политические силы последовательно сотрудничали с олигархической системой, а КПУ непосредственно разделяет с режимом Виктора Януковича ответственность за преступления против Майдана. Нет ничего удивительного в том, что большое количество членов партийного актива Симоненко открыто поддержали военную агрессию России и взяли в руки оружие, чтобы воевать против Украины. На сегодняшний день можно констатировать, что как КПУ, так и СПУ (которую недавно возглавил скандальный Илья Кива, что окончательно поставило крест на имидже старейшей в независимой Украине партии) полностью вытеснены из политической жизни страны. Туда им, собственно, и дорога.

Если процесс смерти «старых левых» растянулся во времени на 25 лет, то новые украинские левые так и не смогли родиться, хотя попытки делались неоднократно чуть ли не с начала 90-х. Отдельные успешные проекты строились в связи со вспышкой протестной активности той или иной социальной группы. В частности сюда можно отнести деятельность «Революционной конфедерации анархо-синдикалистов» (РКАС) имени Махно на Востоке Украины или левого студенческого профсоюза «Прямое действие», который в лучшие свои времена мог вывести на улицы столицы сотни протестующих. За несколько лет до начала революционных событий в Киеве частично из среды авторитарной фракции «новых левых», а частично — из бывших активистов КПУ и подобных проектов было создано объединение «Борьба».

Лидеры этого образования изначально не чурались грязных финансовых сделок и действовали как профессиональные политтехнологи. Стремительный взлет «Борьбы» оборвался во время Майдана, когда под влиянием различных факторов ее руководство выбрало свою сторону баррикад, по сути поддержав правящий на тот момент режим. Сначала «боротьбисты» активно участвовали в контрреволюционных беспорядках, организованных старыми элитами на Востоке и Юге Украины, но после разгрома пророссийского подполья в одних регионах и старта вооруженных действий в других, они быстро исчезли с политической арены. Сейчас подавляющее большинство вождей самопровозглашенной «левой партии» скрываются на оккупированных территориях под защитой имперских завоевателей или просто эмигрировали в Россию — вслед за классовым врагом Януковичем. Связи этих авантюристов с администрацией президента РФ являются чуть ли не официально подтвержденными.

Случилось так, что из пламени революции Украина вышла с практически отсутствующим левым общественным спектром. Мелкие одиночные группы, действующие в Киеве и других городах, есть или откровенно политически импотентными, или оторванными от реальной ситуации, в которой оказалась страна. Трезвый анализ соотношения социальных и политических сил здесь и сейчас они подменяют экспортируемыми из Западной Европы готовыми формулами, которые являются абсолютно нерелевантными для нынешнего положения вещей в нашем регионе. Историческое время, в котором живет Украина, скорее можно сравнить с Европой XVIII-XIX века — эпохой буржуазных революций и национально-освободительных войн, — чем с постиндустриальной современностью Запада, продолжает занимать привилегированное место в существующей мировой системе. Пацифизм, отсутствие политической воли и продуктивных связей с обществом, бездумная ориентация на западный дискурс — это то болото, в котором привыкли жить и действовать те, кто называет себя современными украинскими левыми.

Украинское народничество

Для того, чтобы наконец вырваться из магического круга доминирования паразитического класса во всех сферах жизни, Украина нуждается в новой революционной идеологии, которая будет способна покончить с олигархическим капитализмом и поднять общество на новый уровень развития. Совершенно очевидно, что ни старый национализм, ни окончательно оскверненное событиями Майдана и войны за независимость традиционный левое движение — пока не способны выполнить эту масштабную историческую миссию. Новое пассионарное мировоззрение и, соответственно, организация, которая будет его соблюдать и пропагандировать, восстанут из различных источников, интегрируя все те здоровые идеи, которые смогла выработать украинская политическая мысль за многие десятилетия. Процесс создания такого мировоззрения начался в революционных средах — как левых и анархистских, так и националистических — задолго до Майдана, но именно вспышка восстания в Киеве и дальнейшие события сделали его необратимым.

Идейные украинские националисты увидели, как их бывшие собратья с политическими амбициями становятся верными наемниками коррумпированных предателей. Многоэтнический характер украинской политической нации, которая появилась из пламени революции и войны, заставил их отказаться от расистских догматов. Часть последовательных левых, пораженная бездействием своих идеологических товарищей во время революции и классической, как в солидных книгах, внешней интервенцией, получила новый тип мышления, осознав ценность национального суверенитета. Вполне объективно эти два течения движутся навстречу друг другу. Там, где они встречаются, рождается современное украинское народничество.

К счастью, украинская и шире — восточнославянская — история чрезвычайно богата на революционные традиции. Именно здесь появился в XIX в. самобытный вид демократического социализма, прочно связанный с национальными стремлениями порабощенных царизмом и иностранными империями народов. Народниками — то есть людьми, которые стремились к свободе и справедливости для своего народа, с которым они чувствовали мощную связь — были не только всемирно известные Михаил Бакунин, Николай Михайловский и Петр Лавров, но также и выдающийся украинский мыслитель Михаил Драгоманов, который создал в Женеве 1876 ​​интеллектуальный журнал «Громада».

Михаил Драгоманов

К этому же аутентичному направлению мысли можно смело отнести классиков нашей литературы, социалистов и сторонников национальной независимости — Ивана Франко и Лесю Украинку. Непосредственным предвестником народничества был «отец нации» Тарас Григорьевич Шевченко, выходец из крепостных и страстный революционный демократ до последнего вздоха. Позже народнические идеи в Украине частично взяла на вооружение УНР. Нестор Махно представлял наиболее радикальную ветвь подобного дискурса в те времена — украинский повстанческий анархизм, который выступал за перераспределение земли и собственности в интересах крестьянской бедноты. Уже во времена Второй мировой войны к мощному наследию революционного народничества обратились Организация украинских националистов и УПА. После третьего большого сбора ОУН 1943 бандеровцы взяли на вооружение социалистические идеи, провозгласив своей целью бесклассовое общество и равенство всех наций — в противовес большевистскому и германскому империализму.

Однако, насколько бы мощной ни была наша историческая традиция, без реальных дел любая идея — мертва. Главная задача состоит в том, чтобы найденную идеологическую форму наполнить актуальным революционным содержанием, радикально отличным от всего, что существовало в украинской политической жизни за последние 25 лет. Почему народничество? Потому что из народа, с народом и для народа — такой фундамент нового мировоззрения. С этой перспективы нам враждебны как внешние захватчики (русский империализм и его марионеточные террористические «республики»), так и внутренние угнетатели любого рода, в том числе местный олигархический капитализм и организованный для его нужд репрессивный государственный аппарат.
Консолидированный вокруг транснациональных корпораций и финансовых институтов вроде МВФ глобальный Запад также не может рассматриваться народническим движением в качестве союзника. Постепенное уничтожение культурной самобытности наций, принудительная политика жесткой экономии для бедных всей Земли и ничем не ограниченная власть кучки богачей, все более авторитарные методы управления — это тот генеральный курс, который сознательно проводит космополитический Первый мир.

Принципы

«Существует две разновидности национализма — революционный национализм и реакционный национализм. Революционный национализм связан с концепцией народной революции, целью которой является взятие власти народом. Если ты — революционный националист, то ты неизбежно будешь социалистом. Если ты — реакционный националист, то ты — не социалист. Твоей целью является угнетение народа ».
Хьюи Ньютон, лидер партии Черных пантер, США, 1968.

Итак, народ требует справедливости, поэтому мы социалисты. Народ требует самоопределения, поэтому мы националисты. Народ требует свободы, поэтому мы последовательные демократы.

Социализм в современной Украине должен быть очищен от советских наслоений, став тем, чем он был изначально — движением трудящихся классов за социальную справедливость, вплоть до полной экспроприации крупных собственников средств производства. Только таким образом можно завоевать общество без эксплуатации и узаконенного грабежа абсолютное большинства в пользу привилегированного меньшинства. Украинские народники поддерживают все формы самоорганизации рабочего люда независимо от того, к какой отрасли хозяйства относится тот или иной протестный коллектив. Социализация собственности в различных формах (кооперативные предприятия, самоуправления трудового коллектива на производстве, национализация активов под рабочим контролем с требованием введения прямого участия трудящихся в управлении) станет гарантией подлинной демократии и национального суверенитета. В то же время мы безусловно поддерживаем малый украинский бизнес в его противостоянии с олигархатом, который вовсе не заинтересован в развитии альтернативных форм предпринимательства. Мелкие собственники и самозанятые составляют большую часть украинского общества, их интересы непременно должны быть учтены и реализованы в процессе развертывания социальной революции в нашей стране.

Российская агрессия и консолидация украинской политической нации после Майдана доказали, что вопрос сохранения национального суверенитета стоит на повестке дня так же остро, как и перераспределение собственности в пользу широких масс населения. Освободительный национализм заключается для нас в утверждении безусловного права народов на демократическое самоопределение. Этот принцип последовательно противоречит как агрессивным имперским проектам вроде так называемого «русского мира», так и попытками международных финансовых и бюрократических структур навязать свою волю целым регионам на мировой карте. Революционный демократический национализм, который также иногда называют «левым национализмом», на международной арене непременно приобретает форму интернационализма. Солидарность между колонизированными народами, которые сражаются за свое право на лучшее будущее, для нас не пустой звук. «Только инстинкт свободы, ненависть к угнетателям и способность восставать против всякой эксплуатации и деспотизма служит мерилом человеческого достоинства нации и народа», — писал еще 150 лет назад народническом мыслитель Михаил Бакунин. Социальное освобождение, к примеру, россиян возможно лишь при условии окончательного разрушения централизованного имперского государства, известного как «Российская Федерация». Наша благородная миссия — всеми силами помогать политически сознательным русским гражданам в этом великом деле!

Внутренне политическая, социальная и культурная жизнь страны должна быть полностью открыта для всех ее граждан. Главная задача народнического движения заключается в постепенном привлечении как можно более широких кругов украинцев и украинок к управлению собственным обществом на всех уровнях. По мере роста общественного сознания государство должно передавать свои функции общенародным организациям, сохраняя за собой полномочия, связанные с дипломатией и обороной границ. В конечном счете именно процесс продвижения общества к прямой демократии, по нашему мнению, является индикатором исторического прогресса. Радикальная демократизация государственного аппарата здесь и сейчас — это тот первый шаг, который нужно сделать. Права человека надо обеспечить в полном объеме, если их реализация в каждом отдельном случае не вступает в конфликт с воплощением прав другого человека.

Социальная революция

Не подлежит сомнению, что наши идеи способны завладеть обществом и изменить его к лучшему только путем общенародного восстания, какие бы формы оно не получило в будущем. Трагический опыт обоих Майданов убедительно свидетельствует, что система не может быть реформирована изнутри и частично. Поэтому мы не верим в парламентаризм и делегирование полномочий «профессиональным политикам». Для того, чтобы демонтировать господства олигархии во всех сферах жизни украинского общества и открыть наконец путь в будущее, мы должны учесть старые ошибки. Революционная ситуация случается в Украине с почти математической регулярностью раз в несколько лет, но к ней надо тщательно готовиться, выстраивая коалицию местных ячеек вокруг народнических идей. Организационное сотрудничество, политическая координация и идеологическое единство — три главные составляющие успешного революционного движения, способные отбросить мелкие споры ради общей исторической цели.

Процесс построения такого движения, безусловно, не будет простым, ведь даже среди независимых от власти и капитала политических сообществ существует серьезное недоверие друг к другу. Многим крайне болезненно дается отказ от родных субкультурных штампов, и это порой приводит к вспышкам недоразумения между людьми, которые объективно находятся после Майдана по одну сторону баррикад. Впрочем, речь сейчас и не должна идти о растворения различных субъектов внутри одного воображаемого политического проекта. Под черным народническим флагом найдется место всем, кто разделяет вышеперечисленные принципы, пусть даже их конкретные формулировки могут существенно отличаться. Идеологические разногласия по целому ряду вопросов ретранслируют крайне неоднородный характер украинского общества. Однако социальный фундамент остается общим: 99% украинского населения страдают от построенной вокруг интересов 1% экономической и политической системы. Решение этой проблемы является общим интересом всего народа и основным содержанием современного этапа истории Украины. Именно это мы называем социальной революцией, связывая с ней свои надежды.

Дело героев и героинь Майдана, как и всех предыдущих этапов борьбы украинского народа за свободу и справедливость в течение 25 лет должно быть доведена до конца. В противном случае — процессы деградации и распада страны ускорятся и со временем станут необратимым. Общество, которое не способно в конкретный момент найти в самом себе силы для выхода на новый прогрессивный уровень развития, обречено на гибель. Бремя исторической ответственности за такой печальный финал всегда ложился на плечи молодого поколения.

Сколько мы еще имеем времени? Главный вопрос должен быть поставлен иначе: достаточно ли мы делаем здесь и сейчас, чтобы надеяться на лучшее будущее?

ПРИЛОЖЕНИЕ. «Автономный Опир», «Манифест» от 12.07.17

Современная история Украины уже третье десятилетие движется как внутри замкнутого круга. С момента естественной смерти Советской империи в 1991 году наше общество претерпело с начало — стремительный подъем патриотического сознания, расцвет надежд на успешную и богатую жизнь в независимой стране, а сразу после — прыгнуло в пропасть ужасной экономической деградации, что привело к быстрому разрушению системы социальных связей и повседневной солидарности между людьми.

С одной из самых успешных в индустриальном и научном планах республик Европы в конце 80-х годов Украина менее чем за десятилетие превратилась в «серую зону» — пространство ничем не ограниченной конкуренции между возникшей на развалинах СССР империалистической Россией и западными игроками, заинтересованными в получении максимальной прибыли любой ценой. Постоянные колебания местных «элит» между Востоком и Западом, между хищным двуглавым орлом и глобальной мощью консолидированного Первого мира, который предпочел бы навсегда сохранить свое доминирующее положение, традиционно определяют внешнюю политику Украины. В такой ситуации желанный поколениями героев и диссидентов национальный суверенитет превращается в фикцию, разменную монету в геополитических соревнованиях «сильных мира сего».

После начала очередной войны украинского народа за независимость весной 2014 года, наблюдался неслыханный подъе добровольческого движения, за спиной которого стояли десятки тысяч волонтеров, которое сумело остановить путинский экспансионизм на Востоке. Между тем люди, которые после победы Майдана провозгласили себя новым руководством государства, делали все ради того, чтобы под залпы орудий и свист снарядов продать в очередной раз залитую кровью патриотов независимость «западным инвесторам». Стремительный рост внешнего долга Украины перед Международным валютным фондом и мировыми финансовыми структурами, диктат иностранных резидентов над коррумпированным правительством в Киеве ставят крест на самой возможности действительно суверенного дипломатии. Мучительный процесс выхода из смертоносных объятий Москвы пока ведет не к свободе Украины, а лишь к изменению высших кураторов.

Но украинское общество учится на своих ошибках. Народное сопротивление угнетению со стороны новых хозяев жизни стартовало одновременно с рождением украинского рыночного капитализма. Олигархия — специфическое явление постсоветского пространства, современный правящий класс, который образовался из союза бывшей «коммунистической» партийной номенклатуры и крупного капитала, возник из единоличного присвоения целых секторов государственного хозяйства. По подсчетам киевского Центра экономической стратегии, который в марте 2017 опубликовал аналитический доклад «Захват государственных институтов», пять человек из 42,6-миллионного населения Украины владеют 9,5% ВВП страны. В Польше, например, этот параметр не превышает 3%. Если оценить влияние Рината Ахметова, Игоря Коломойского, Виктора Пинчука, Петра Порошенко и Дмитрия Фирташа на экономику государства, то выясняем, что их суммарные активы по состоянию на 2016 год составляют более 8100000000. Долларов. Такие соотношения образуют невиданный для большинства стран мира уровень концентрации капитала, а соответственно — заставляют понять, где лежат корни ужасной социального неравенства в Украине.

Экономическая мощь, политическое доминирование и тотальная ангажированность крупных средств массовой информации — три кита, которые полностью нивелируют возможность мирного демонтажа олигархической системы путем реформ. Чтобы понять эту простую истину, нации понадобились десятилетия борьбы и две попытки политической революции, которые получили название Майданов. Сегодня страна находится в историческом периоде тяжелые — между предыдущей революционной ситуации, потенциал которой так и не был использован, и следующим вспышкой общественного гнева.

Опыт восстания огненной зимы 2013-2014 годов и драматического провала надежд на лучшую жизнь после Майдана прямо свидетельствует о слабости внутренней организации народа, который был отстранен от реального влияния на принятие решений. В условиях отсутствия мощного и консолидированного политического субъекта, который мог бы направить революционную энергию украинский на уничтожение олигархического капитализма, власть быстро перехватили «новые-старые» элиты. Очередной цикл национальной истории снова завершился реставрацией традиционной системы социального угнетения. К тому же неспособность власти обеспечить эффективную внешнюю оборону привела к временной потере Украиной территории Крыма и отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

В начале 2014 года мы также смогли убедиться, что современная Российская Федерация вновь приняла классические для себя функции «жандарма Европы» — наиболее реакционной силы на континенте. Даже в безжизненную и вообще провальную попытку политической революции, которой был последний Майдан, восточный сосед ответил открытой вооруженной агрессией и захватом части наших земель. Империалистическая держава Владимира Путина, построенная вокруг властной «вертикали», представляет собой наиболее совершенный пример олигархического капитализма на постсоветском пространстве.

Чиновничий аппарат, большой капитал и всемогущие силовики — три кита, образующих монолитный правящий класс России. Надо четко понимать, что социальная революция в Украине не сможет окончательно победить до тех пор, пока существует российское государство в современном виде. Революционный процесс в регионе, таким образом, не должен оставаться в национальных границах, если он хочет быть успешным.

Этот взгляд на украинскую историю последней четверти века, вызовы, которые существуют сегодня перед нашим обществом, ставят на повестку дня создание эффективной революционной организации. Для того, чтобы упорно и последовательно реализовывать свою программу, она должна охватывать главные пункты жизнедеятельности страны и одновременно быть достаточно децентрализованной, укоренившейся в локальной проблематике. Базовый устройство современной общественной жизни в Украине приводит к тому, что активисты, которые принимают искушение выборов и электорального процесса, быстро становятся частью системы, даже если когда-то искренне хотели ее в корне изменить. Наша позиция, следовательно, имеет решительно отвергать партийность и парламентаризм. Политики говорят: выбирай, твой голос важен. Мы отвечаем: нам нужна не смена господ, а конец самого господства. Революция — это начало прямой власти народа. Политики не верят в народ. Однако, мы знаем, что люди способны самостоятельно и совместно решать политические, общественные и хозяйственные вопросы.

Мы не верим в возможность мирного и постепенного реформирования системы. Только социальная революция — масштабный процесс принудительного перехода собственности и политической власти в руки широких кругов простого народа — может быть эффективным инструментом свержения олигархического капитализма в Украине. Постоянно двигать этот процесс вперед — задача революционной народнической организации, которую мы ставим себе целью создать. Не подлежит сомнению, что содержанием ближайшего этапа украинской истории должна стать Разрушение всей системы политических и экономических отношений, на которые опирается олигархия. После начала социальной революции в нашей стране организация последовательно борется за реализацию следующих целей внутри широкого народного движения:

  1. Свержение прогнившего старого государственного аппарата, отстранение дискредитированных сотрудничеством с олигахическим капитализмом политических структур и партий.
  2. Лишение власти и собственности всех представителей олигархического класса в Украине. Ликвидация олигархии — блока высокой бюрократии и крупного капитала — как социального класса.
  3. Введение прямой демократии и власти самоорганизующихся народных собраний на всех уровнях жизни общества: от экономики до культуры. Всеобщее вооружение украинский и украинок за счет общества как гарантия внутренней демократии и внешней обороны страны.

Реализация этой короткой, но содержательной программы революционных преобразований обеспечит выход Украины на более высокий уровень развития и откроет путь к построению подлинно свободного и справедливого общества в будущем. Преодоление олигархического капитализма и слом укорененных в нем коррумпированных государственных элит уволят, наконец, пространство для настоящей политики в Украине — продуктивной борьбы между различными прогрессивными проектами будущего устройства общества. Именно поэтому эта «программа-минимум» способна объединить вокруг себя как украинских народников, так и адекватную часть представителей других политических течений, которые критикуют существующую систему с точки зрения последовательной демократии. Постепенное формирование общей политической лексики в этом вопросе может свидетельствовать о росте уровня готовности общества к социальной революции.

Правители рассказывают: пользуйтесь предоставленными правами и не забывайте об обязанностях. Мы отрицаем: права не дают, права берут. Осуществить наши требования можно только путем прямого действия и самоорганизации народа, без посредничества политических партий и просистемних структур. Это значит самим творить свое будущее, вместо того, чтобы раз в несколько лет безнадежно «выполнять долг», заполняя бюллетень. Это значит распространять революционные идеи словом и делом, путем протеста и сопротивления. Нужно вести борьбу, подрывая авторитет чиновников и владельцев крупного капитала. Создавать свое контр-общество — альтернативные экономические, культурные и политические объединения граждан, которые станут зародышем нового строя. Во времена кризиса они выполнят функцию локомотива преобразования общественных отношений и сознания через восстание граждан против олигархической системы. Именно это мы называем социальной революцией.

Выбирая «меньшее зло», на выходе зло и получаем. Только не оглядываясь на «политические элиты» и осознав свою способность к самоорганизации, можно качественно изменить себя, свою страну и весь мир! В борьбе обретешь ты право свое — украинскую самоуправляемую республику без угнетателей и паразитов!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *